Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 ноября 2015 г.

Епископский дворец в Асторге (Леон, Испания)

Всего три творения Антонио Гауди находятся вне испанской провинции Каталония, самым монументальным из них является Епископский дворец в Асторге. Его созданию послужила случайность – пожар, уничтоживший прежнюю резиденцию знакомого с Гауди епископа (Хоан Батиста Грау и Байеспинос), который и попросил мастера взяться за создание новой резиденции.

В тот момент архитектор не мог приехать в Асторгу, так как занимался сразу несколькими постройками: дворцом Гуэля, павильонами Гуэля, колледжем Дэ Лас Тересианас и собором Святого семейства. По этой причине, чтобы не задерживать проект, Гауди попросил епископа выслать ему фотографии и необходимую информацию об участке. После окончания проекта, на строительство были выделены 168 520 песет (1012€), и строительство началось.

 Первый камень был заложен еще в 1887 году, но различные обстоятельства препятствовали продвижению строительства. В сентябре 1893 года умирает заказчик. Незадолго до этого Антонио Гауди посещает своего больного друга в Асторге. Епископ произнес следующую фразу: «Я нахожу творение (дворец) таким красивым, что меня посетила мысль о невозможности жить дальше. Он слишком красив. Все личное растворилось в нем. (…) Совершенная красота не может жить (…)». Вместе со смертью епископа, замерло и строительство здания. Гауди отозвал своих каталонских мастеров из-за разногласий с новым епископом и устранился от строительства. С тех пор сменилось несколько архитекторов, пытавшихся продолжить начатое мастером. Наконец, в 1915 году, Риккардо Гарсия Герета удается завершить стройку.

Строительство дворца в 1904 – 05 гг. и завершенное здание в 1930 г.

В результате, здание так и не стало местом резиденции священнослужителей, во время гражданской войны в нем располагались артиллерийские казармы, в период с 1943 по 1955 оно было повреждено, а впоследствии отреставрировано в 1956 под руководством нового епископа, желавшего вернуть дворцу первоначальное предназначение. Но тщетно – священник скончался раньше, а его правопреемник оставил, наконец, эту затею и приложил усилия, чтобы дворец стал музеем Дорог, посвященным паломническому пути Святого Якова.

Такая непростая судьба у дворца. Это творение относится к неоготическому периоду в творчестве Гауди (1888 – 1898), этапу, в котором он черпал вдохновение из средневекового готического искусства, интерпретируя его в свойственной ему, свободной манере, пробуя модифицировать структурные элементы.

В процессе изучения готической архитектуры он пришел к выводу, что готические конструкции были несовершенны, продуманы наполовину. В своих работах архитектор избавляется от необходимости применения контрфорсов, используя линейчатые поверхности. А в декоре избавляется от избыточного количества лепных украшений.

Для строительства был выбран белый гранит, чтобы дворец отличался от находящегося поблизости кафедрального собора. Снаружи здание напоминает замок, окруженный рвом, с окнами, похожими на бойницы. А внутри – это церковь, легкая, просторная, залитая светом.

Всего во дворце 4 этажа: подвал, первый этаж, предназначавшийся для проведения служб, второй этаж – для приемов, с просторными залами и кабинетами, и третий, разделенный на меньшие помещения, с более низкими потолками, вероятно, предназначался для спален. Этажи сообщаются посредством винтовой лестницы. Был также предусмотрен лифт, который так и не был установлен. 

Своды подвала выполнены из грубого, нешлифованного кирпича. Стены верхних этажей пронизаны вытянутыми окнами с витражами. Центральная часть первого этажа – двухсветная, стены покрыты фресками, керамикой и орнаментом.

Декор каждого этажа индивидуален и воспринимается удивительно современным в наши дни. Каминные топки лаконичны и функциональны, их можно представить себе в современном интерьере. Применен совсем иной подход к декорированию капителей колонн: гранитный блок не превращается в точную копию цветка, но растение, похоже, каменеет, обертывая собою камень. В оформлении арок строительный материал является декоративным обрамлением, и дополняет его орнамент, вырезанный в штукатурке, – прием, распространенный в некоторых районах Испании.

В подвале, казалось бы, еще живет дух римской империи, – на этой глубине в Асторге располагаются останки римских сооружений, и само помещение напоминает об эпохе исторических сражений на этой земле.

Первый этаж наиболее торжественен и наряден, красочное убранство дополняют разноцветные блики витражей, а паркет, не очень распространенный в Испании, придает этому пространству ощущение жилого помещения.

Второй этаж более сдержан в оформлении, но важнее становится роль мебели в кабинетах. А в центральной части второго этажа открывается вид на основной зал под другим углом – мы как бы находимся между сверкающим небом и плодородной землей.

Третий этаж наиболее скромен в своем убранстве, здесь на первый план выступает функциональное назначение. Помещения светлы и уютны, высота потолков значительно ниже – важно сохранить температуру – зимние ночи в провинции Кастилья и Леон достаточно холодны.

Учитывая, что Асторга находится в северной части Испании, Гауди предусмотрел систему каминов, дымоход основного из них возвышается над крышей, утягивая здание в небо.

Архитектор, завершавший строительство внес некоторые коррективы. Так, скульптуры, которые должны были увенчать сооружение, поддержав, таким образом, объем дымохода, остались стоять в саду перед входом. Это три каменных ангела, каждый из которых держит в руках епископские символы: крест, трость и митру.

Несмотря на эти изменения, епископский дворец является жемчужиной зодчества Испании. 


Текст: Андреева Оксана

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта