Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 июля 2018 г.

Эх, дороги…

На полный ход запущена 16-я Архитектурная биеннале в Венеции, открытие которой состоялось 26 мая, а закончится мероприятие 25 ноября. В этом году свою работы выставили 63 страны, в том числе и наша, представившая проект «Станция «Россия»». 

Ещё в начале года главные кураторы биеннале – Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамар из ирландского бюро Grafton Architects – обозначили тематику выставки – «Свободное пространство» («Freespace»). Тема очень гибкая и предлагает множество интерпретаций. По-своему её осмыслил и куратор выставки, он же её комиссар – ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Семён Михайловский.

Михайловский уже во второй раз представляет Россию на архитектурной биеннале в Венеции (напомним, что он сменил в 2014 году на посту комиссара биеннале архитектурного критика Григория Ревзина, который досрочно был снят с должности Министерством культуры). Первый проект Михаловского касался архитектурной концепции ВДНХ. В этот раз предметом рефлексии выбрана железная дорога и связанные с ней объекты. А основным спонсором проекта стал, неожиданно… – РЖД! 

Видимо, первая ассоциация в связке Россия и свободное пространство — это её необъятная территория и громадные расстояния. Пространство, перемещение и сопряжённая с ними свобода — это такой исконный русский архетип. В материальном плане вся эта необъятность связана сетью железных дорог с точками станций, полустанков или крупных вокзалов. 

Тема железной дороги в России – особая. Особая даже не в конструктивном или техническом плане, а в плане экзистенциально-эмоциональном. На романтику, эмоции и чувства и сделан акцент куратором павильона. По словам Михайловского:«география – очень важное понятие для нашей страны. Это не просто показатель географического величия и масштабов. Это эмоции, переживания, которые люди испытывают в дороге, перемещаясь из одной точки в другую, на вокзалах – встречаясь и расставаясь». Поэтому, показано меньше макетов и чертежей, эскизов, больше – мультимедиа и инсталляций, взывающих к чувствам. 

Для реализации этой идеи отечественный павильон в садах Джардини авторства Алексея Щусева превращён в ж/д станцию, а основная экспозиция разместилась в пяти залах.

В первом зале российский художник Арден Валд представил инсталляцию в видеинфографики. Железные дороги страны рассмотрены им как система кровообращения и как её позвоночник, обеспечивающий важную связь для русского населения.

Во втором, центральном зале павильона, демонстрируют планы и модели прошлых и нынешних вокзалов, например,  отремонтированная станция в Сочи (студия 44, архитектор – Никита Явейн) и проект скоростной железной дороги, соединяющей Москву с Казанью (Метрогипротранс, архитектор – Николай Шумаков). 

Макет вокзала в Казани. ВСМ-2 (Высокоскоростная магистраль Москва — Казань) 

На третьей площадке с названием «Зал ожидания будущего»два проекта, посвящённых будущему жилого фонда, окружающего вокзалы: пересмотр футуристических концепций New Unit Settlements (NUS) и демонстрация предлагаемых разработок вокруг одной из самых оживлённых железнодорожных торговых площадок в центре Москвы. Идея предложена современными российскими архитекторами из Citizenstudio и Studio 911

Павловский вокзал. Проект «Литейная часть — 91», архитектор Рафаэль Даянов. макет Studio 911

Проект реконструкции территории вокруг Площади трёх вокзалов 

Четвёртый зал выложен стальными шкафчиками, имитирующими камеры хранения багажа. Их заполнили различными историческими артефактами, советскими памятными вещами, которые раскрывают историю материального мира, стоящего за Российской железной дорогой. 

«Камера хранения». Дизайн проекта – Алексей Подкидышев 

В последнем зале посетителям показывают короткометражную ленту режиссера Даниила Зинченко «Семь дней в семь минут». Фильм повествует о путешествии режиссёра из Москвы во Владивосток по маршруту Транссибирского экспресса, чтобы встретиться со своим давно потерянным дедом.

«7 дней за 7 минут» (фильм 7’), режиссёр Даниил Зинченко 

Создаётся такое впечатление, что при выборе темы выставки, куратор решил обойти любые возможные углы. Она такая очень нейтральная, осторожная. Вряд ли стоит ждать здесь какого-то прорыва. Но всё же задаёшься вопросом, почему железные дороги? И почему столько много эмоционального? Можно же было сконцентрироваться на новом ж/д вокзале, макет которого будет представлен. Это всё хорошо – взывать к чувствам, рождать в посетителе эмоции, но опять же возникает вопрос: все эти культурные коды и образы хорошо понятны для русских, но выставка международная! Как их будут считывать иностранные посетители? Она для своих же соотечественников?  Всё-таки, когда мы взываем к чувствам, надо быть более осмотрительным. 

Если смотреть на современные западные тренды, такие как экологичность и демократизация урбанистических процессов, то Россия опять идёт своим путём, маркируя ценности важные именно для неё. Железная дорога связывает жителей нашей необъятной родины, она, как кремль – символ единения. 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта