Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 октября 2016 г.

Духи Евгения Асса

Архитектор-минималист, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс любит простоту в творчестве, мечтает построить сельскую школу и совсем не принимает «новодел» и гламур, считая их чем-то, что всегда будет чужим. Смысловой центр его архитектуры − жизнь человека как окончательная и единственная ценность со своей непрерывной историей и культурными традициями, пренебрежение которыми Асс считает преступлением.

«Намерения архитектора, как и врача, по своей природе гуманистичны. Всё, что он делает, − только для того, чтобы людям было хорошо жить. Но ни в одной другой сфере человеческой деятельности, пожалуй, не возникает порой такого ощутимого разрыва между добрыми намерениями и результатами, как в архитектуре. Мы можем только восхищаться гением пионеров современной архитектуры, ничуть не сомневаясь в искренности их гуманистических идеалов. В их воображении миллионы счастливых жителей Земли населяли лучезарные города, полные воздуха и света. Они были убеждены в том, что им открылась абсолютная истина архитектуры, логически вытекающая из «духа времени». Она зиждилась на непререкаемом научно-техническом рационализме и демократическом пафосе эпохи. Обладание истиной придавало им убеждённость в своей миссии демиурга, призванной облагодетельствовать человечество. Для достижения этой цели мир должен быть тотально упорядочен. В прекрасном новом мире нет места хаосу исторических городов с их извилистыми улицами: путаным «дорогам ослов» будут противопоставлены прямые, целеустремленные «дороги людей» (Ле Корбюзье). В архитектуре зданий нет места «дикарским украшениям», недостойным цивилизованного человека (А. Лоос). В этом мире царит свет человеческого разума, покорившего пространство и время. В рационализированном пространстве господствует прямой угол, торжествует платонова геометрия. Картезианство, просвещение, революционный дух, демократизм, технический прогресс, новая эстетика – все составные этой архитектурной концепции были обращены непосредственно к человеку, человеку разумному, человеку новой эры. Воодушевленные волнующими образами разумно организованного будущего, архитекторы во всём мире спрямляли старинные улицы, расширяли площади, возводили монументы эпохи, увековечивая в их бесхитростной геометрии идеалы технической цивилизации, застраивали новые города строгими рядами скромных, достойных современного человека прямоугольных брусочков, оставляя между ними пространства, «наполненные светом и радостью». Архитектура превращалась в штамп, в разменную монету. Настало будущее. И то, что когда-то внушало доверие, стало вызывать сначала иронию, потом беспокойство, а затем и раздражение».

Проект реконструкции площади перед театром в Перми 

«Ценой огромных духовных и физических утрат далось архитекторам открытие «естественного города», непрерывного в истории и культуре. Города, складывающегося и развивающегося не по произволу единой воли, а в живом процессе накопления ценностей. Естественный город целиком принадлежит и прошлому, и настоящему, и будущему. А если это так, то что вообще значит для архитектуры быть современной? Вот в окружении панельных (современных) башен стоят особняки XIX века. В одном сегодня музей, в другом – библиотека, в третьем – учреждение. Они живут полноценной сегодняшней жизнью, они – наши современники, хоть и гораздо старше своих соседей, зато насколько привлекательнее! В чём же тогда заключён «дух времени»? Я полагаю, что сегодня он и не в огульном отрицании истории, и не в безоговорочном преклонении перед ней. Сегодня речь идёт о соотношении настоящего с прошедшим».

Центр современного искусства в здании Арсенала в Нижнем Новгороде

«То, что сегодня мы называем «утратой своеобразия», − неизбежная расплата за пренебрежение архитекторами «духом места». В отличие от трудноуловимой, ускользающей абстракции романтического «духа времени» «дух места» в высшей степени конкретен. Его определяют не только практические резоны – такие, как геология, климат, строительные материалы, но и факторы более высокого порядка – национальные представления о мире и человеке, склад характера, бытовые традиции и т. п. Конечно, сегодняшний мир и быт стремительно унифицируются. И тем не менее никакие блага современной цивилизации, никакие межнациональные информационные лавины не смогли поколебать устоявшиеся фундаменты национального пространственного чувства и общественного уклада. И задача не в том, чтобы вернуться к «национальному по форме…», тем более в виде аппликаций орнамента, а в том, чтобы поселить в архитектуре «дух места», совершенно конкретного, всегда уникального».

Офис компании «Экология» в Челобитьево

«Архитектура предстаёт как развёрнутый художественный текст, построенный на сценарной основе с использованием разнообразных выразительных средств – метафор, гипербол, цитат и намёков».

Галерея «Наши художники» в Борках


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта