Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 марта 2015 г.

Drapes: параллельные практики в архитектуре и моде

Drapes: параллельные практики в архитектуре и моде
 

Марко Барбоза – о контексте концепта фирменного магазина Jillian Beck площадью 30 000 кв. м в Нью-Йорке.


Мода и архитектура имеют больше связей и переплетений, чем это может заметить среднестатистический зритель. Исходной точкой для обеих дисциплин было человеческое тело, для которого они и были разработаны, чтобы защитить, дать кров и при этом выразить стиль – личный, религиозный, политический или культурный. Эстетические тенденции, идеологические и теоретические основы и технические достижения напрямую влияют на каждую из них, что приводит к возникновению аналогичных стилистических и структурных качеств зданий и одежды.

В начале 1980-х экспериментирование с новыми формами и идеями дало зеленый свет открытию новых подходов к проектированию в результате взаимной борьбы за освобождение от обычных форм и приемов. Такие сдвиги привели дисциплины к стиранию границы между процессами проектирования. Известные архитектурные фирмы, создавая знаменитые дома моды, скрупулезно изучают работу своих клиентов. Как архитекторы перешли от ручного эскиза и макетирования к использованию программного обеспечения, также они и обращаются к технологиям и методам конструирования модельеров, вдохновляясь созданием новых форм.
Здания и одежда являются антропологическими артефактами, обозначающими определенные культурные и экономические условия, стилистические предпочтения и новые разработки в области технологий и материалов. Об этом свидетельствуют периоды модернизма и постмодернизма, когда и мода, и архитектура отображали простоту форм, полученных от природы, и минимализм, и деконструктивистскую эстетику.
Помимо политических, культурных, технологических и исторических отношений гораздо более простые соединения могут быть найдены благодаря интуиции, в практике эскизов и учебном моделировании. Кроме этого, типы обозначений или указаний, принятых в стандартных архитектурных чертежах, например, в плане, сечении и высоте, также как изображение деталей, широко применяются и в эскизах модельеров и портных.
Мой проект включает в себя моду и архитектуру с их тонкими сходствами, переплетенными между собой, чтобы сформировать единый, последовательно красивый, рациональный и одновременно иррациональный дизайн.
Мое сотрудничество с Джиллиан Бек началось в Сохо, Нью-Йорк Сити, где сосредоточено более чем 250 магазинов – от модных бутиков до частных лавочек. В середине XX века лофты стали излюбленными пространствами для жизни и работы художников. Сегодня Сохо – синоним модного шопинга, прогрессивного искусства и моды. Из-за этого он и остается творческим сердцем и душой Нью-Йорка.



Вдохновением для коллекции Джиллиан стало творчество австрийского художника Густава Климта. Она создала эту коллекцию, используя некоторые цвета, орнаменты, узоры, силуэты и чувства, которые он транслировал в своих работах, но, естественно, в своей стилистической манере. По словам модельера: «"Юдифь I" была сделана в 1901 году и являлась сугубо индивидуальной. Я сразу же переняла эту цветовую комбинацию – мягкую и романтичную, но в то же время смелую. Это произведение основано на мифе о соблазнении и убийстве Юдифью Олоферна, чью голову Климт очень тонко изобразил в углу картины. Юдифь демонстрирует силу и сексуальность, показывая, что она смелая женщина, которую не посмеют использовать. Даже ее одежда отражает мощь, которую можно увидеть и в позе, и в мимике. Ее облачение имеет очень сильную линию плеча, которая служит ключевым элементом для моей коллекции. Эта смелость силуэта и высокий воротник красиво дополняются ниспадающей мягко драпированной прозрачной тканью».


Коллеция Klimt. Джиллиан Бек

Некоторые паттерны, которые можно заметить в коллекции Джиллиан, построены на игре с контрастом материалов. Она стремится противопоставить мягкое и жесткое: легкие ткани с металлическими украшениями, тяжелые ткани (кожа) и острые плечи. Также в ее работах широко применяется драпировка. Основной технологической концепцией коллекции можно назвать отношение между непрозрачными и светоотражающими свойствами материалов.
Так как коллекция Джиллиан ориентирована на девушек, стремящихся быть замеченными за счет подчеркивания женственности и чувственности, то и обстановка должна быть соответствующая, например, может использоваться мебель для ночных заведений. Барный стул, соразмерный человеческому масштабу и созданный из картона, выполнен в аналогичной технике – постепенной градации размера к низу. Таким образом, он, словно портьера или пола платья, «ниспадает» под действием силы тяжести. Подобная тектоническая стратегия объединяет дизайн коллекции и мебели. В центре внимания для меня стоял вопрос конструктивного решения эффекта драпировки.


Барный стул Drapes. Марко Барбоза

И в качестве конечного результата этого исследования можно назвать здание для флагманского магазина Джиллиан Бек. Небольшое смещение этажей, «драпировки» на фасаде и стеклянный лифт позволили воплотить идею в реальность. Из-за сложности формы, гибкой плоской пластины бетона конструктивная система была использована для максимизации поддержки пролетов, а высотность – по причине дороговизны земли.




Предложенный мной дизайн для Модного дома Джиллиан Бек воплощал идеи, связанные с топологией. Топология – это изучение свойств геометрических форм, которые остаются неизменными при определенных воздействиях, таких как изгиб или растяжение.
Геометрия вводится для создания формы и паттернов, представленных в одежде и зданиях. Через геометрию модельеры смогли создать одежду, составленную из точных геометрических форм, собранных, словно пазл, вместо обычного построения одежды, состоящей из нескольких частей.





Архитекторы начали разделять эту точку зрения, приближаясь к созданию форм и пространственных объемов. Сложение и плиссировка – наиболее часто применяемые стратегии тектоники в моде и архитектуре. При складывании ровной поверхности пространственный объем может быть создан посредством продольных складок. Плиссировка – это более последовательный ритм часто расположенных интервалов. Архитекторы и модельеры используют этот метод для создания привлекательных внешних эффектов здания за счет драматизма света и тени, а также манипуляций внутренним пространством формы. Например, Фрэнк Гери и Рей Кавакубо в своих работах часто используют идею обертывания тела.

Текст: Барбоза Марко

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта