Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 июня 2018 г.

Дизайн поликлиники как часть оздоровления

В конце 2017 года на интернет-платформе «Активный гражданин» было проведено голосование за фирменный стиль московских поликлиник в рамках программы их реновации. Почти 200 тысяч граждан отдали свои голоса за один из десяти представленных проектов. В топе оказались идеи студии Артемия Лебедева, студии дизайна интерьера и архитектуры «АтЭко Дизайн» и коммуникационного агентства «DynamicProjectsGroup». Теперь на основе этих трёх работ администрация Москвы планирует разработать итоговый дизайн медучреждений.

Конкурс был организован департаментом здравоохранения Москвы. Принять в нём участие могли компании и индивидуальные предприниматели, имеющие опыт работы в сфере дизайна, брендинга и художественного оформления интерьеров.

Как сказано на платформе для голосования «Активный гражданин», главная задача конкурса – обеспечить единую стилистику оформления и создать узнаваемый образ московских поликлиник, который увидят миллионы жителей города.

По итогам голосования были определены три лучшие работы. Их авторыполучили денежные гранты в размере пяти миллионов рублей. На основе предложений проектов-победителей будет сформирован единый стиль элементов внешнего и внутреннего оформления московских поликлиник.

Доступность и дружелюбие

По поводу представленных на конкурс проектов высказывались эксперты разных сфер: дизайнеры, архитекторы, врачи и маркетологи.

«Из представленных проектов наиболее подходящий выполнен студией Лебедева, – считает член Союза дизайнеров России Евгений Головач. – Деликатная работа с логотипом, лёгкие и воздушные решения внешнего оформления. Отсутствие прямых ассоциаций с медицинскими символами (кресты, врачи) делает работу интересной и современной. Остальные варианты мне не понравились. Они агрессивны и не гармоничны. Человек пришёл с проблемой, а на него обрушивается какофония из графических символов и ярких пятен».

Проект студии Артемия Лебедева стал лидером голосования (25,09% голосов). В основе принципа концепции лежит цветовое кодирование помещений. Для каждого отделения предлагается использовать свою цветовую гамму, что разнообразит интерьеры и позволит пациентам легко ориентироваться в поликлинике.Цвет каждогопомещения зависит от функционального зонирования: он может быть ярким и насыщенным либо спокойным и сдержанным.

Дизайнеры студии Артемия Лебедева разработали и фирменный знак московских поликлиник. В нём можно рассмотреть силуэт сердца, стетоскоп и букву «М»– заглавную в словах «Моё здоровье» и «Москва». Шрифт отличается мягкими скруглёнными формами, что придаёт логотипу спокойный и доброжелательный характер.

По задумке разработчиков, крупный знак поликлиники, расположенный на высоте, должен быть виден издалека. Вечером он, а также название учреждения и информационная стела заметно подсвечиваются, причём последняя устанавливается на некотором расстоянии от здания (например, у входа на территорию).

«Стойка информации отличается от привычных «окошек в стене». Это выглядит намного дружелюбнее и допускается санитарными нормами. Декоративные настенные панели из полиуретана помогают дополнительно выделить важные зоны в помещениях поликлиники. В основе паттерна, образующего рельеф, – треугольные элементы, которые перекликаются с формами знака. Подобный орнамент из скруглённых треугольников удобно использовать для оформления информационных материалов, декорации стен и даже тротуарной плитки», – написал в своем ЖЖ Артемий Лебедев.   

Такая же форма скруглённых треугольников может быть у светильников или пуфов. На мягкие сиденья без спинки удобно присаживаться с любой стороны, а их яркие цвета «разбавляют» интерьер.На пол в приветственной зоне укладывается керамогранит с деревянной текстурой, который делает пространство более уютным и хорошо маскирует возможные загрязнения.

Указатель-портал, обрамляющий вход на этаж или в отделение, выделяет дверь и ориентирует посетителей в пространстве. Значительная часть пациентов– пожилые люди с ослабленным зрением, поэтому шрифт в навигации по всей поликлинике используется крупный.Настенные указатели размещаются перпендикулярно стене, благодаря чему также заметны издалека.

Места для отдыха и ожидания объединяются в группы при помощи ковровых покрытий и подвесных светильников. Чтобы пространство было ещё уютнее, стены окрашиваются в тёплый серый цвет, декорируются фирменными элементами и подсвечиваются.

Синяя ветка, оранжевая ветка

Второе место в рейтинге занял проект студии дизайна интерьера и архитектуры «АтЭко Дизайн», набравший 14,7% голосов. Своей целью его авторы определили разработку визуального облика медицинских учреждений столицы, легко узнаваемого в многообразной городской среде и украшающего её. По мнению дизайнеров студии, решение этой задачи следует искать в комплексе с уже разработанными и реализованными в Москве подходами к созданию комфортной среды.

«Вспомним удобное для жителей столицы цветовое решение карт-схем московского метрополитена. Каждой ветке метро присвоен свой цвет, прочно вошедший в наш обиход. «Красная ветка», «серая ветка» и т.п. – эти определения давно стали привычными для москвичей ориентирами в подземке. Если же говорить о городских объектах, близких к здравоохранению, то самый наглядный пример их визуализации – это традиционный зелёный крест аптек, легко узнаваемый в пестром многообразии других городских вывесок», – пишут разработчики идеи на своём сайте.

Авторы проекта предложили выполнить интерьер взрослых поликлиник в синих тонах, а детских медучреждений – в оранжевых. Выбор цветов не случаен: синий ассоциируется со спокойствием, придаёт уверенность, уравновешивает настроение. Оранжевый как самый тёплый оттенок из всей палитры цветов символизирует жизнерадостность и оптимизм.

Цветовой акцент сделан, в первую очередь, на внешний облик здания: входная группа оформлена с помощью больших панелей, заметных издалека. На них помимо названия медицинского учреждения размещён логотип.

Цвет, используемый во внешнем оформлении, является ведущим и во внутреннем интерьере поликлиники. Здесь он гармонично сочетается с другой цветовой гаммой. Во взрослых медицинских учреждениях – с различными оттенками серого и зелёного, в детских– с бирюзовым и цветом фуксии.

Как считают разработчики, все предложенные ими решения позволяют придать городским поликлиникам унифицированный и запоминающийся образ без больших финансовых затрат. Немаловажно, что в оформлении используются материалы отечественного производства, доступные по стоимости и сертифицированные.

Бирюзовое спокойствие

«Идея обновить, а по сути, создать графический стиль поликлиник несомненно заслуживает поддержки, – рассказал директор архитектурной студии МАРШ Никита Токарев. – Конечно, жаль, что конкурс ограничивается графическим дизайном и навигацией, не затрагивая материалы и оборудование интерьера. Думаю, что форма табличек на кабинетах мало что изменит. По моему мнению, проекты Arch.625 и DPG немного выделяются тем, что есть попытка добавить новые материалы, выйти за рамки графического подхода».

Проект DynamicProjectsGroup (DPG) замыкает тройку лидеров рейтинга (13,38% голосов). Его авторы предложили в качестве фирменного цвета использовать бирюзовый оттенок. Расслабляющий и комфортный, он ассоциируется с покоем, отдыхом и приятным времяпрепровождением. Цветовая гамма детских поликлиник включает дополнительные цвета: оранжевый, жёлтый, зелёный и лазурный.

«В основе представленной DPG концепции – создание мягкой, доброжелательной, комфортной среды, атмосферы спокойствия и уверенности в том, что вам обязательно помогут, – написали дизайнеры на своей странице в социальной сети Facebook. – Работая над этим проектом, мы думали о своих близких, друзьях, о друзьях наших друзей, их детях и родителях. Мы думали о врачах, пациентах. И, конечно, о Москве – о том, как хочется, чтобы все в нашем городе были здоровы и счастливы».


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта