Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 июня 2018 г.

Дизайн поликлиники как часть оздоровления

В конце 2017 года на интернет-платформе «Активный гражданин» было проведено голосование за фирменный стиль московских поликлиник в рамках программы их реновации. Почти 200 тысяч граждан отдали свои голоса за один из десяти представленных проектов. В топе оказались идеи студии Артемия Лебедева, студии дизайна интерьера и архитектуры «АтЭко Дизайн» и коммуникационного агентства «DynamicProjectsGroup». Теперь на основе этих трёх работ администрация Москвы планирует разработать итоговый дизайн медучреждений.

Конкурс был организован департаментом здравоохранения Москвы. Принять в нём участие могли компании и индивидуальные предприниматели, имеющие опыт работы в сфере дизайна, брендинга и художественного оформления интерьеров.

Как сказано на платформе для голосования «Активный гражданин», главная задача конкурса – обеспечить единую стилистику оформления и создать узнаваемый образ московских поликлиник, который увидят миллионы жителей города.

По итогам голосования были определены три лучшие работы. Их авторыполучили денежные гранты в размере пяти миллионов рублей. На основе предложений проектов-победителей будет сформирован единый стиль элементов внешнего и внутреннего оформления московских поликлиник.

Доступность и дружелюбие

По поводу представленных на конкурс проектов высказывались эксперты разных сфер: дизайнеры, архитекторы, врачи и маркетологи.

«Из представленных проектов наиболее подходящий выполнен студией Лебедева, – считает член Союза дизайнеров России Евгений Головач. – Деликатная работа с логотипом, лёгкие и воздушные решения внешнего оформления. Отсутствие прямых ассоциаций с медицинскими символами (кресты, врачи) делает работу интересной и современной. Остальные варианты мне не понравились. Они агрессивны и не гармоничны. Человек пришёл с проблемой, а на него обрушивается какофония из графических символов и ярких пятен».

Проект студии Артемия Лебедева стал лидером голосования (25,09% голосов). В основе принципа концепции лежит цветовое кодирование помещений. Для каждого отделения предлагается использовать свою цветовую гамму, что разнообразит интерьеры и позволит пациентам легко ориентироваться в поликлинике.Цвет каждогопомещения зависит от функционального зонирования: он может быть ярким и насыщенным либо спокойным и сдержанным.

Дизайнеры студии Артемия Лебедева разработали и фирменный знак московских поликлиник. В нём можно рассмотреть силуэт сердца, стетоскоп и букву «М»– заглавную в словах «Моё здоровье» и «Москва». Шрифт отличается мягкими скруглёнными формами, что придаёт логотипу спокойный и доброжелательный характер.

По задумке разработчиков, крупный знак поликлиники, расположенный на высоте, должен быть виден издалека. Вечером он, а также название учреждения и информационная стела заметно подсвечиваются, причём последняя устанавливается на некотором расстоянии от здания (например, у входа на территорию).

«Стойка информации отличается от привычных «окошек в стене». Это выглядит намного дружелюбнее и допускается санитарными нормами. Декоративные настенные панели из полиуретана помогают дополнительно выделить важные зоны в помещениях поликлиники. В основе паттерна, образующего рельеф, – треугольные элементы, которые перекликаются с формами знака. Подобный орнамент из скруглённых треугольников удобно использовать для оформления информационных материалов, декорации стен и даже тротуарной плитки», – написал в своем ЖЖ Артемий Лебедев.   

Такая же форма скруглённых треугольников может быть у светильников или пуфов. На мягкие сиденья без спинки удобно присаживаться с любой стороны, а их яркие цвета «разбавляют» интерьер.На пол в приветственной зоне укладывается керамогранит с деревянной текстурой, который делает пространство более уютным и хорошо маскирует возможные загрязнения.

Указатель-портал, обрамляющий вход на этаж или в отделение, выделяет дверь и ориентирует посетителей в пространстве. Значительная часть пациентов– пожилые люди с ослабленным зрением, поэтому шрифт в навигации по всей поликлинике используется крупный.Настенные указатели размещаются перпендикулярно стене, благодаря чему также заметны издалека.

Места для отдыха и ожидания объединяются в группы при помощи ковровых покрытий и подвесных светильников. Чтобы пространство было ещё уютнее, стены окрашиваются в тёплый серый цвет, декорируются фирменными элементами и подсвечиваются.

Синяя ветка, оранжевая ветка

Второе место в рейтинге занял проект студии дизайна интерьера и архитектуры «АтЭко Дизайн», набравший 14,7% голосов. Своей целью его авторы определили разработку визуального облика медицинских учреждений столицы, легко узнаваемого в многообразной городской среде и украшающего её. По мнению дизайнеров студии, решение этой задачи следует искать в комплексе с уже разработанными и реализованными в Москве подходами к созданию комфортной среды.

«Вспомним удобное для жителей столицы цветовое решение карт-схем московского метрополитена. Каждой ветке метро присвоен свой цвет, прочно вошедший в наш обиход. «Красная ветка», «серая ветка» и т.п. – эти определения давно стали привычными для москвичей ориентирами в подземке. Если же говорить о городских объектах, близких к здравоохранению, то самый наглядный пример их визуализации – это традиционный зелёный крест аптек, легко узнаваемый в пестром многообразии других городских вывесок», – пишут разработчики идеи на своём сайте.

Авторы проекта предложили выполнить интерьер взрослых поликлиник в синих тонах, а детских медучреждений – в оранжевых. Выбор цветов не случаен: синий ассоциируется со спокойствием, придаёт уверенность, уравновешивает настроение. Оранжевый как самый тёплый оттенок из всей палитры цветов символизирует жизнерадостность и оптимизм.

Цветовой акцент сделан, в первую очередь, на внешний облик здания: входная группа оформлена с помощью больших панелей, заметных издалека. На них помимо названия медицинского учреждения размещён логотип.

Цвет, используемый во внешнем оформлении, является ведущим и во внутреннем интерьере поликлиники. Здесь он гармонично сочетается с другой цветовой гаммой. Во взрослых медицинских учреждениях – с различными оттенками серого и зелёного, в детских– с бирюзовым и цветом фуксии.

Как считают разработчики, все предложенные ими решения позволяют придать городским поликлиникам унифицированный и запоминающийся образ без больших финансовых затрат. Немаловажно, что в оформлении используются материалы отечественного производства, доступные по стоимости и сертифицированные.

Бирюзовое спокойствие

«Идея обновить, а по сути, создать графический стиль поликлиник несомненно заслуживает поддержки, – рассказал директор архитектурной студии МАРШ Никита Токарев. – Конечно, жаль, что конкурс ограничивается графическим дизайном и навигацией, не затрагивая материалы и оборудование интерьера. Думаю, что форма табличек на кабинетах мало что изменит. По моему мнению, проекты Arch.625 и DPG немного выделяются тем, что есть попытка добавить новые материалы, выйти за рамки графического подхода».

Проект DynamicProjectsGroup (DPG) замыкает тройку лидеров рейтинга (13,38% голосов). Его авторы предложили в качестве фирменного цвета использовать бирюзовый оттенок. Расслабляющий и комфортный, он ассоциируется с покоем, отдыхом и приятным времяпрепровождением. Цветовая гамма детских поликлиник включает дополнительные цвета: оранжевый, жёлтый, зелёный и лазурный.

«В основе представленной DPG концепции – создание мягкой, доброжелательной, комфортной среды, атмосферы спокойствия и уверенности в том, что вам обязательно помогут, – написали дизайнеры на своей странице в социальной сети Facebook. – Работая над этим проектом, мы думали о своих близких, друзьях, о друзьях наших друзей, их детях и родителях. Мы думали о врачах, пациентах. И, конечно, о Москве – о том, как хочется, чтобы все в нашем городе были здоровы и счастливы».


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта