Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 июня 2016 г.

Дизайн – на стороне толерантности

Нью-йоркская некоммерческая организация «Американское общество продвижения мусульман» обратилась к студии Koray Duman в 2014 году с просьбой спроектировать спонсированный мусульманами многоконфессиональный общественный центр в Нью-Йорке. 

Согласно отчётам, в центральном районе Нью-Йорка от 400 000 до 800 000 человек исповедуют ислам. Цель центра состоит в том, чтобы способствовать социальной справедливости, прогрессивному изменению, межрелигиозному сосуществованию и культурному обмену. «Мы хотим продвигать ислам как культуру, а не как религию» – заявил Корай Думан, выступая на лекции в Нью-Йоркской публичной библиотеке. 

Думан, уроженец Турции, основал свою одноимённую нью-йоркскую фирму в 2013. «Одна из первых идей, которую мы хотим воплотить, это сделать здание открытым и гостеприимным» – сказал он. «Мы хотим изменить образ ислама на Западе со страха перед неизвестным на что-то удивительно приятное». 

Дизайн центра общей площадью 9290 кв. м создан на основе исламских культурных комплексов, называемых külliye. В этих комплексах, которые размещены на местности горизонтально, низкие здания с различными функциями организованы вокруг мечети, расположенной в центре. Учитывая городской контекст предлагаемого центра в Нью-Йорке, фирма решила использовать концепцию külliye, но организовать пространство вертикально – так области с разными функциями оказываются друг над другом. «Так как предполагаемое место в Нью-Йорке было ограничено по площади, задача студии заключалась в том, чтобы применить городской опыт для вертикальной компоновки, сохраняя при этом суть külliye» – сообщил архитектор. 

Здание будет выглядеть как прямолинейная конструкция со стеклянными стенами и высоким скульптурным пространством в своем ядре. Это пространство будет заключено в оболочку со ссылкой на традиционные исламские узоры. Центральная зона будет содержать зрительный зал, библиотеку, молитвенный зал, ресторан, офисы и другие функциональные комнаты. Наклонные пешеходные дорожки и общественные места будут оборачивать собой центральное пространство. Молитвенный многофункциональный залы расположены ниже главного входа. «Так как молитвенный зал должен ориентироваться на Каабу, основание внутренней оболочки поворачивается в сторону Мекки».

Прозрачный фасад призван передать ощущение открытости и подавить «страх перед неизвестным». Общий дизайн призван показать «удивительно поэтическое и сложное отражение истории с взглядом в будущее». 

Это не первая попытка построить исламский культурный центр в Манхэттене после террористического акта 11 сентября 2001 года. В 2011 году нью-йоркская архитектурная фирма SOMA предложила проект 13-этажного мусульманского культурного центр недалеко от Всемирного торгового центра. Проект, названный Park51, спровоцировал множество споров и протестов, и, в конце концов, от него отказались. 

Два других недавних проекта по всему миру, связанные с исламом, получили награды за дизайн от Mossessian Architecture. Это музей, посвящённый исламской вере, в Саудовской Аравии и исламский центр в Торонто от Чарльза Корреа.

Мекка Музей в Саудовской Аравии будет построен в семи километрах от мечети, в которой находится Кааба – самое священное место в мире для мусульман. В здании общей площадью 5600 кв. м пространства будут проходить выставки, связанные с международной практикой, историей ислама и жизнью Мухаммада. Музей также будет содержать зону приёма, зрительный зал, книжный магазин, пространство для обучения, сад на крыше и ресторан. 

«Мекка Музей предложит уникальную интерпретацию и отражение веры миллионам мусульман, посещающих Мекку. Ранее они не имели никакого культурного учреждения подобного рода, а теперь посещение этого музея позволит повысить значимость их визита в священный город» – говорится в заявлении Mossessian. 

Внутри здания спроектировано центральное пустое пространство, которое будет действовать в качестве «виртуального минарета», на который посетители будут подниматься, перемещаясь по выставке. Приложения и панорамные показы фильмов займут обе стороны подъёма наверх. На вершине посетители смогут получить доступ к саду с контролируемым климатом, который предназначен приносить прохладу и освежать даже в экстремальную летнюю жару Саудовской Аравии. Нижняя сторона спиралевидной лестницы, ведущей вниз, будет подписана 99-ю именами Аллаха, которые будут доступны для просмотра из выделенного пространства галереи в нижней части. Внешняя стена музея будет включать в себя камни, полученные из каждой страны в мире, где в настоящее время практикуется ислам.

Исламский центр в Торонто был спроектирован в качестве культурного центра для исламского сообщества. Как и уже названные архитектурные достопримечательности, этот центр призван развеять негативные стереотипы об исламе. Здание находится рядом с Музеем Ага Хана. К особенностям структуры центра следует отнести изгибающиеся каменные стены и прозрачный угловой стеклянный купол, а также дорожку из гравия, идущую сквозь заросли цветущих фиолетовых растений. «Комплекс является символическим маркером постоянного присутствия общины исмаилитов в Канаде и посольским пространством, предназначенным для содействия пониманию плюрализма». 

Молитвенный зал устроен на одном конце центра за бассейном воды в окружении аллей деревьев – это было достигнуто за счёт создания прозрачного купола крыши. Полупрозрачные стёкла рассеивают яркий солнечный свет в течение дня, но позволяют куполу светиться, подобно маяку в ночное время, когда пространство освещается изнутри. Рядом с молитвенным залом находится приёмная секция, отделённая металлическими решетками. Здесь потолок со звездообразной формой окружает круглое окно в крыше. Лестничный пролёт на одной стороне купола ведёт к фойе у входа в здание. Внутри кафельные полы с геометрическими узорами. Белые блоки растягиваются горизонтально позади куполообразной структуры, обеспечивая дополнительные места для библиотеки, классов и административных офисов.

Центр в Торонто был официально открыт 12 сентября 2014 года. Первостепенной целью организации является защита основных ценностей мусульман. 

Все три центра преследуют две цели: первая – способствовать защите ценностей, сохранению истории и культуры мусульман, и вторая – рассеять страхи перед исламом у представителей других культур. 

Смотрите также: 

Проект мусульманского религиозного центра «14 святых» в Екатеринбурге

Концепт культурно-религиозного центра в Стамбуле


Текст: Панченкова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта