Живые крыши: от мала до велика
Чудеса урбанистики: самые живописные градостроительные планы
Далеко не все населенные пункты могут похвастаться идеально выверенной планировкой, которую из окна самолета можно принять за виды из какой-нибудь компьютерной игры. Но существуют и очень интересные примеры исключительной изобретательности архитекторов и урбанистов.
Один из них – Рованиеми – столица финской Лапландии. Современный город был построен всего несколько десятилетий назад, после того, как старый был уничтожен немцами, оккупировавшими эти территории во время Второй Мировой войны. Восстановлением Рованиеми занялся известный финский архитектор Алвар Аалто.
Основой его плана стал проект центра города в виде оленьей головы и рогов. Он разрабатывался с прицелом на будущее развитие города, поэтому у последующих градостроителей не возникало необходимости что-то менять в плане, они лишь расширяли его. К сожалению, то ли из-за слишком модернисткого плана Аалто, то ли из-за того, что город очень не компактный, увидеть эти оленьи рога сложно, но на нарисованном архитекторе плане они смотрятся довольно эффектно.
Зато в Чили можно найти пример урбанистической изобретательности, которая видна не только на бумаге, но и с высоты птичьего полета. В середине 1950-х годов, когда в одном из регионов была обнаружена медная руда, там был основан город Эль-Сальвадор. План этого небольшого шахтерского городка был разработан в форме шлема римского воина. Автором такой нетривиальной для южноамериканских широт концепции стал американский архитектор Рэймонд Олсон. По легенде, идею римского шлема ему навеяла игрушка сына одного из руководителей горнодобывающей компании, которую он потерял в пустыне на месте будущего Эль-Сальвадора.
Еще один южноамериканский пример интересного решения градостроительного плана – построенная в конце 1950-х годов бразильская столица Бразилиа, план которой с высоты напоминает не то реактивный самолет, не то бабочку. Последнюю и имел в виду автор концепции города Лусио Коста, когда занимался его планировкой. Согласно плану, всем городским зданиям, в зависимости от их назначения, предназначено свое место: в тельце бабочки – гостиницы, магазины и банки, в ее хвосте – городские муниципальные учреждения, а в голове – здания федерального назначения – прокуратура, парламент и т.п. В крыльях же расположились жилые кварталы.
Плану австралийской Канберры сложно приписать какую-то конкретную форму, как в случаях выше, однако он не уступает им в изобретательности. В основе планировки города, автором которой стал американский архитектор Уолтер Берли Гриффин, две оси – водная, расположенная вдоль озера, и сухопутная, которая перпендикулярно ее пересекает. Согласно плану Гриффина, пересекающиеся улицы образуют различные геометрические фигуры – круг, треугольник (так называемый Парламентский треугольник – район, ограниченный тремя пересекающимися улицами, в котором расположены самые важные здания в городе). Гриффин планировал и шестиугольные, и восьмиугольные городские районы, но эти его идеи так и остались не реализованными.
Наконец, самым ранним в этом списке является градостроительный план итальянского города Пальманова, расположенного неподалеку от границы со Словенией. Крепость, окружающая город, была построена в конце XVI века архитектором Винценцо Скамоцци по последней военно-фортификационной моде того времени – в форме девятиконечной звезды. Территория города была окружена 12 бастионами, соединенными крепостными валами, откуда лучами улицы сходились к расположенной в центре площади.
Сегодня Пальманова – провинциальный захолустный городок, не пользующийся большой популярностью ни среди местных жителей, ни среди туристов.
Комментарии