Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 апреля 2018 г.

Часть 2. О чём говорит Гётеанум?

«Здание — это орган, при помощи которого Бог может общаться с человечеством».

И. В. Гёте

Гётеанум имел и другое название – Дом Слова.

По Штайнеру, зданию необходимо говорить и этим разговором влиять на мышление и моральные качества посетителей. Он был благодарен всем посещавшим Дорнах, где архитектурные формы «говорили с людьми на звучном, гармоничном, воспринимаемым всеми присутствующими языке».

В основу антропософской архитектуры была положена своеобразная эргономика – очертания, цвета, интерьеры зданий должны благотворно действовать на физическое, эмоциональное и психическое состояние людей. Её цель – создавать активизирующую жизненную среду, особая атмосфера которой может влиять на сознание посетителей.

Гетёанум – своего рода ковчег гуманистического сознания в атмосфере «умирания культуры». Он силится вернуть утерянный гезамнткунстверк, интегрируя в общей системе образов архитектуру, скульптуру и живопись. Он берёт на себя роль храма и, как культовая архитектура символически выражает мысль о высшем, так и Гётеанум становится вместилищем и транслятором определённых смыслов и ценностей.

Форма выражает идею

Идея большого и малого куполов первого зданияимеет свой особый смысл.

Для сравнения – продольная в плане базилика побуждает посетителя к перемещению, в данном случае от входа к алтарю, с помощью чего символически проигрывается крёстный ход.

Базилика

Купольные здания, наоборот, уравновешивают движение: находящийся в центре под куполом не побуждается двигаться в какую-либо сторону, направляющие векторы взаимоуравновешены. Центрическое здание содержится в покое, символизируя сферическую гармонию космоса.

Центрическое здание. Пантеон 

Двухкупольное строение Гётеанума соединяет и центрическую ориентацию и продольную. По контуру купола имеют форму эллипса. Эта фигура даёт посетителю свободу выбора – оставаться в покое или продолжать движение. Взаимопроникновение куполов символически обыгрывает взаимодействие чувственного и духовного мира.

Чтобы создать ощущение нематериальности, в интерьере, с помощью колонн, ниш и окон в простенках, достигается прозрачность стены. Они имеют волю к расширению изнутри наружу, подобно тому как это происходит в растениях: сжатие-возрастание, концентрация и растяжение. Внешняя сторона остаётся тектонически определённой. Подобные динамические трансформации выражают различные представления о формах в природе,создавая эффект «дышащего организма». 

Колоннам придавался особый статус в пространственной организации. По Штайнеру, «каждая колонна должна провозглашать истины антропософской духовной науки». Они имели форму пятигранной призмы, а их капители, где каждая была уникальна, олицетворяли развитие, поступательное движение.

Зал с колоннами на макете первого Гётеанума

Относительно линии горизонта, колонны были установлены неравномерно. Пластическими средствами, в соединении с архитравом, они фиксировали не только вертикальную связь, но, вопреки канонам классицизма, и горизонтально-динамическую.

Направляющие, заданные колоннами, приводили зрителя в зал под малым куполом, где в оправе балдахина находилась деревянная скульптурная группа «Представитель человечества» высотой 9,5 метра, созданная Штайнером (скульптура – единственное, что сохранилось от первого здания).

Цвет – свет 

Многообразие цветовых потоков усиливало пластическую подвижность архитрава, колонн и других элементов интерьера первого здания. Подобно рекам, потоки двигались в своё устье – красочное озеро росписи купольного свода.

Подвижность и пульсация цвета, его мерцание и переливы оживляли конструкцию здания, являясь, по Штайнеру,его душой.

Цветовые решения интерьеров второго Гётеанума 

Окна – духовные глаза, просветление. Культовая архитектура прекрасно понимает значение окна для сакрального пространства. Художественная композиция Гётеанума ставит целью пробуждение в человеке лучших чувств, поэтому свет становится важной её частью. В игре света и тени, как нигде находит выражение запредельное.

Стекла изготовляли в специально построенной стекольной мастерской. Их гравировали по особой методике: места с глубокой гравировкой легче пропускали свет, там, где нужно было добиться тени, прорези делали неглубокими. Изобразительный сюжет витражей дополняется световой и цветовой нюансировкой. Игра света и тени приобщается к полифонии архитектурных масс и росписей, усиливает интимность пространства, как бы высвечивая его пятое измерение. 

Интерьер большого зала нового здания освещался восемью окнами: зелёные, розовые, голубые и фиолетовые стекла в различной тонировке повествовали о развитии мира и человека.

Экспрессивная архитектоническая риторика внутренних пространств нового здания также говорит о подвижности живого организма-здания. В основе этой подвижности – геологические силы земли, олицетворённые в кристаллических формах железобетонной конструкции.

Части, создающие целое

Язык, на котором говорит Гётеанум с посетителем нельзя назвать прямой речью и трудно отобразить в понятиях. Диалог строится на ментальном уровне. Здание-организм живёт и на уровне живого общается с человеком. Части, наполненные символических смыслом, работают на целое произведение. В этом целом архитектурного микрокосмоса, человек находит в себе связь с высшим. Ведь,Гётеанум, в конечном счете, олицетворяет модель Вселенной.

Можно почитать:

Символизм выразительности. О чём говорит Гётеанум?

Архитектура в революции и революция в архитектуре. Часть 1. Леду, Булле и архитектоническая революция

Архитектура в революции и революция в архитектуре. Часть 2. «Говорящая архитектура»


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта