Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 октября 2017 г.

Будем знакомы: Паулу Мендес да Роша | Paulo Mendes da Rocha

Бразильские искусство и архитектура далеки от русского зрителя, но заслуживают внимания. Многие бразильские архитекторы по сей день следуют модернистским, в том числе и бруталистским, традициям, и стремятся найти выразительность архитектуры в простоте форм, откровенности материала, рациональности решений. В то же время бразильцы всегда помнят о связи здания с природой или городом, ведь то и другое очень колоритны. 

Паулу Мендес да Роша – один из самых известных бразильских архитекторов. Он живёт и работает в Сан-Паулу, а его бюро парадоксальным образом состоит лишь из него и его помощника: при работе над большими проектами он подключает своих учеников и бюро, которыми они руководят.

Мендес да Роша – весьма титулованный архитектор. В разные годы он был удостоен премии Миса ван Дер Роэ, золотой медали RIBA, золотого венецианского льва и самой главной награды архитектурного мира – Притцкеровской премии, которую он получил в 2006 году, став вторым бразильцем после Оскара Нимейера, обладающим этой наградой. 

Паулу Мендес да Роша родился в 1928 году. Архитектор, которому сегодня, 25 октября,  исполняется восемьдесят девять лет, продолжает интенсивно работать. Летом 2017 году завершилась реконструкция универмага в центре Сан-Паулу, сделанная да Рошей вместе с бюро MMBB.

Универмаг SESC в центре Сан-Паулу

Мендес да Роша прославился после своего первого проекта: в 1957 году, через три года после выпуска из архитектурной школы, архитектор выиграл конкурс на строительство спортивного клуба Atlético Paulistano в Сан-Паулу.

Спортивный центр Atlético Paulistano

Здание с шестью мощными железобетонными пилонами и кровлей, подвешенной на стальных тросах, считается манифестом брутализма и оммажем Оскару Нимейеру. Форма здания, напоминающая летающую тарелку, приземлившуюся на бетонный параллелепипед, сегодня может показаться ретрофутуристичной, однако в середине 1950-х это было настоящим прорывом: и технологическим, и формальным.

Проектируя этот объект, молодой архитектор выбрал не историзм, который был популярен в Бразилии, а брутализм, позволяющий использовать современные технические решения и придумать форму, демонстрирующую красоту и пластическую мощь бетона.

Это здание оказалось объектом, воплощающим контекст своей эпохи: всего через четыре года, в 1961, человек впервые окажется в космосе, и железобетонный спортивный комплекс в Сан-Паулу как будто закрепляет предчувствие этого поворотного события.

В 1970-х Мендес да Роша продолжал строить в Бразилии, несмотря на военную диктатуру, установившуюся в стране в 1964 году. Один из самых заметных его проектов этого времени –  бразильский павильон на Экспо-70 в Осаке.

Павильон Бразилии на Экспо-70 в Осаке. Сверху вниз: макет, ситуационный план, фрагменты постройки

Павильон Бразилии на Экспо-70: чертежи. Сверху вниз: фрагмент и сечения в разных местах 

Реальное фото павильона (сверху) и макет (внизу)

В 1987 архитектор спроектировал часовню святого Петра в Сан-Паулу: религиозное сооружение, исполненное убеждённым модернистом. В соответствии с одним из пяти правил, сформулированных Ле Корбюзье, нижняя часть здания полностью открыта: панорамное остекление по периметру позволяет видеть церковную службу, как в витрине.

Внутри этого этажа располагается небольшой бассейн и мостки над ним, ведущие наверх, к скамьям для посетителей. Подобно многим советским клубам, в интерьере часовни есть монументальное панно, которое, правда, располагается не на стене, а на дне балкона над водоёмом.

В начале двухтысячных работа Мендес да Роши снова получила широкую мировую известность: архитектор реконструировал государственную пинакотеку в Сан-Паулу и в 2001 году получил премию Миса ван дер Роэ для Латинской Америки, а затем и ряд других наград.

Несколько лет работая с историческим зданием Pinacoteca do Estado, где хранится старейшая художественная коллекция в Сан-Паулу, Мендес да Роша принципиально изменил неоклассическую постройку, очистив её от штукатурки и декоративных деталей и оставив лишь кирпичную кладку.

Чтобы включить разрушавшееся здание в городскую ткань, архитектор перенёс главный вход с центрального фасада на боковой, произведя существенную трансформацию сценариев движения внутри музея.

Интерьер тоже претерпел существенные изменения: вся музейная экспозиция выстроилась вокруг застеклённого атриума, образованного там, где в конце XIX века были уложены перекрытия этажей – на память о них остались только отверстия от балок. Через атриум на двух уровнях перекинуты металлические мосты, соединяющие разные части музея.

На протяжении всей своей жизни да Роша занимается разработкой мебели: его модернистские вещи-схемы из пластин и трубок содержат в себе скорее идею сидения, а не место для того, чтобы отдохнуть, и в то же время продолжают сразу две традиции: региональную любовь к гамакам и интернациональное стремление к чистоте формы.

Сегодня Мендес да Роша – патриарх бразильской архитектуры. Несмотря на то, что его мировоззренческое родство с Нимейером очень велико, странным было бы рассматривать его лишь как фигуру, стоящую за лидером бразильского модернизма, как за кормчим.

Мендес да Роша – один из самых ярких представителей школы Паулиста (Paulista School): неформального объединения архитекторов, сложившегося в середине 1950-х в Бразилии. Со временем их авторские приёмы получили  название Paulist Brutalism. Эта категория означает чуткость к возможностям материала, монументальность без ощущения массивности и тактильность форм, которые, несмотря на свою брутальность, оказываются приятными и удобными для человека.

Решения да Роши – это очень свободные творческие высказывания, существующие внутри своего времени и своей страны. И подобно модернистской архитектуре других стран, за зданиями да Роши стоит убеждение в возможности социальных преобразований, символами которых должны стать здания с принципиально новым пластическим языком – здания, в которых бетонные конструкции перестают быть лишь строительным материалом и  превращаются в элементы, красота которых состоит в их конструктивности.

Читайте также:

Будем знакомы: Айреш Матеуш |Aires Mateus
Будем знакомы: Альберто Кампо Баеза | Alberto Campo Baeza
Будем знакомы: Дьебедо Франсис Кере | Diébédo Francis Kéré


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта