Живые крыши: от мала до велика
Будем знакомы: Кристиан Керез | Christian Kerez
Архитектор Кристиан Керез родился в Венесуэле в 1962 году, а вырос в Швейцарии. После окончания легендарной школы ETH (высшей технической школы) в Цюрихе работал как архитектор и архитектурный фотограф. Керез утверждает, что фотография для него всегда была ещё одним способом изучения архитектуры и пространства вообще, и что наблюдения фотографа пригодились ему в работе со зданиями. В 1993 году архитектор основал собственное бюро, базирующееся в Цюрихе.
Фотографии Кристиана Кереза
Первой постройкой Кереза была небольшая часовня в швейцарском местечке Оберреальта (Chapel in Oberrealta): этот проект стал своеобразным исследованием на тему того, как возникает внутреннее пространство и как оно взаимодействует с ландшафтом. Новое здание стоит на месте руины старой часовни: оболочка из необработанного бетона опоясывает остатки каменных стен. Облик часовни намеренно непритязателен: её форма напоминает форму классического дома со скатной крышей, но монолитность сооружения, у которого нет деления на стены, фундамент и кровлю, делает его похожим скорее на кокон, чем на дом. Минималистичность здания как бы подчёркивает красоту и ценность окружающего ландшафта. Оно не стремится слиться с природой: оно откровенно признается в том, что сделано человеком, но при этом по замыслу архитектора связано с драматической красотой окружающих гор. Интерьер полностью повторяет наружную форму постройки, а его характер определяется светом, попадающим внутрь через входное отверстие и узкую щель – из неё невозможно увидеть окружающую долину и она не является окном: это лишь отверстие, превращающее свет в символ.
Керез убеждён, что архитектура определяется контекстом и его требованиями, но в то же время все требования вместе часто противоречат друг другу, и поэтому архитектурный ответ должен быть простым. Это убеждение хорошо иллюстрирует проект дома с одной стеной (House with one wall): дом на две семьи – довольно традиционная европейская типология, – должен быть устроен так, чтобы две жилых единицы могли существовать автономно. Решением Кереза стало создание всего одной огнестойкой стены, которая окружена стеклянной оболочкой. Так сама идея деления на две части превратилась в структуру здания, а главным смысловым элементом стала стена.
Это простое по смыслу решение делает конструкцию сооружения довольно сложной: бетонная стена имеет ломаную форму, чтобы не складываться, как лист бумаги. При этом на каждом этаже изгибы устроены по-разному, а само здание имеет цокольный этаж, который служит достаточно прочной базой.
На рубеже 1990-х и 2000-х заметным проектом стал музей искусств в Лихтенштейне (Museum of Art, Liechtenstein). Самый яркий элемент этого здания – фасад. Его блестящий эффект не связан с дополнительной облицовкой: он выполнен из обычного тёмного бетона, который затем был отшлифован до блеска. Решение с отражающим фасадом связано с попыткой примирить строение с окружающей застройкой: музей резко контрастирует с небольшими домиками города Вадуц.
Внутри здания галереи сгруппированы вокруг центральной лестницы, поднимающейся с нулевого этажа сразу на второй, – оказываясь внутри выставочного пространства, посетитель делает целый круг. Часть нулевого этажа отдана под общественные пространства.
Важной вехой в карьере Кереза стал конкурс на школьное здание, проводившийся в 2002 году. Бюро его выиграло, и к 2009 школа была построена.
Чтобы сделать объект максимально вместительным, все необходимые площади были приведены к разумному минимуму и уложены друг над другом по вертикали. Пространства общего пользования разместились на антресолях.
Швейцарское школьное образование делится на две ступени: школу и гимназию (сюда поступают на несколько лет по окончании девяти классов). В связи с этим здание имеет деление на два смысловых блока: учебные классы средней школы расположены на трёх этажах внутри конструкции из стальных рам. Каждый этаж легко угадывается на фасаде благодаря выступам перекрытий. Гимназия располагается на верхних этажах и не имеет выраженного деления на уровни: она выглядит единым блоком, в котором стальные рамы не разделены по горизонтали.
Все классы выходят в большие рекреации, которые могут быть использованы как лектории. Большие двухмаршевые лестницы, расположенные в этом свободном пространстве, отделяют начальную школу от средней. На пятом этаже две лестницы, идущие в противоположных направлениях, встречаются в большом фойе, из которого можно попасть в библиотеку и зрительный зал.
В 2016 году самым заметным проектом мастерской Кереза стала экспозиция для архитектурной биеннале в Венеции: внутри швейцарского павильона была создана структура, напоминающая своей формой огромное облако. Объект назывался «Случайное пространство» («Incidental space») и, несмотря на свою сложную форму, чётко делился на внутреннюю и наружную части. Керез хотел создать объект, позволяющий напрямую столкнуться с архитектурой, а не отсылающий к бесконечным символам и смыслам. В то же время, это облако, несмотря на свою материальность, говорит об архитектуре и архитектурном подходе вообще, а не в частности.
Другой легендарный швейцарец, Петер Цумтор, увидел в этой экспозиции возвращение ручного ремесла в архитектуру. Особенно Цумтор отметил игривый подход и удачное сочетание цифровых технологий и ручной работы: облако выполнено из фибробетона толщиной в 2 см с использованием фрезеровки – этот метод позволил сделать полномасштабную копию макета, выполненного из сахара и пыли.
Керез имеет собственную философию: для него архитектура находится где-то на пересечении произвольности и взаимозаменяемости, но при этом не должна быть поиском компромисса – для него она скорее сложный, многоступенчатый процесс, результатом которого становится здание. Архитектура Кереза – это стремление к поиску вразумительной нормы, то есть решения, которое каждый раз отвечало бы на поставленную задачу просто и чётко.
Следить за новыми проектами и жизнью существующих, а также познакомиться с красивыми макетами бюро можно на официальном сайте kerez.ch.
Читайте также:
Будем знакомы: Эдуардо Соуто де Моура| Eduardo Souto de Moura
Комментарии