Живые крыши: от мала до велика
Будем знакомы: Джон Поусон | John Pawson
Британский архитектор Джон Поусон – знаменитый минималист – выбрал профессию не сразу. Отец Поусона владел текстильным производством, и сын, единственный мальчик из пяти детей, должен был унаследовать его. Окончив школу, Джон Поусон почти шесть лет проработал на отца, а затем в 1973 году сбежал в Японию, где три года преподавал английский в бизнес-университете города Нагоя. На четвёртый год Поусон оказался в Токио, где стал бывать в мастерских архитектора Кисё Курокавы и дизайнера Сиро Кураматы. Несмотря на то, что молодой британец не был учеником Кураматы, он с интересом наблюдал за экспериментами с материалами, которые тот проводил.
В 1979 году, через год после возвращения из Японии, Поусон в возрасте тридцати лет поступил в Архитектурную Ассоциацию в Лондоне (АА), а в 1981 открыл собственную практику.
Магистральным движением 80-х были постмодернистские эксперименты с формой, но Поусон был далёк от этого: с самого начала своей практики он исследовал фундаментальные архитектурные категории – пропорции, свет, пространство, а не создавал набор формальных приёмов.
Первой работой Поусона стал интерьер для квартиры, в которой он жил вместе со своей подругой, арт-дилером Эстер ван Ройен. Затем архитектор стал обрастать заказами частных интерьеров и экспозиционных пространств, работу над которыми вёл параллельно.
В какой-то момент одной из специализаций Поусона стали реконструкции существующих зданий. В 90-е на счету его бюро появились объекты разных масштабов: сарай XVIII века в английской деревушке Тилти (Tilty barn), магазин люксовой одежды Джигсоу на лондонской Бонд-стрит (Jigsaw store) и собственный дом архитектора, Pawson house.
Реконструированный сарай в Тилти, Англия, 1995
Магазин одежды Джигсоу на Бонд-стрит, Лондон, 1996
Собственный дом – относительно небольшой, но значительный проект Поусона.
Когда архитектор приобрёл трёхэтажное здание XIX века, расположенное в восточной части Лондона, каждый этаж, за исключением последнего, состоял из двух комнат. Два фасада обращены к общественному саду – именно это существенно повлияло на характер дома.
Сценарий вертикального движения по жилищу был изменён: вместо двухмаршевых лестниц появились одномаршевые пролёты, которые сделали план более лаконичным и добавили каждому этажу пространство длиной в пять метров. Английские правила работы с историческими зданиями запрещают изменять фасады, но архитектор придумал занятное решение: подвальный этаж, четвёртый в этом доме, не имеет фасада, выходящего на историческую улицу. А вот его фасад, выходящий в сад, был полностью остеклён – так правила остались ненарушенными.
Pawsonhouse – собственный дом архитектора, 1999
Pawsonhouse. Продольный и поперечный разрезы, план этажа, выходящего на улицу (сверху), и план этажа, выходящего в сад (внизу), 1999
Наиболее известные проекты Поусона сделаны уже в XXI веке: бюро активно работает над частными виллами и многоквартирными домами в разных точках Земли, но знамениты не эти объекты. Среди их реализованных проектов есть монастырь, церковь и музей, благодаря которым бюро прославилось не только в англоязычном мире.
В 1999 году настоятель цистерцианского аббатства Сен-Фонс, расположенного в Бургундии, принял решение о создании монастыря в Чехии – для этого монахи обратились к Джону Поусону.
Цистерцианцы – это крупный католический орден, который когда-то отделился от бенедиктинцев. Идеология ордена построена на глубокой аскезе и созерцательных практиках, в связи с чем цистерцианские монастыри полностью лишены драгоценной утвари и роскошных интерьеров.
В 2004 году по проекту бюро Поусона в богемском местечке Новый Двор появился монастырь, включающий в себя полуразрушенную барочную усадьбу и несколько заброшенных сельскохозяйственных построек. Этот проект стал первым монастырем в Чехии после падения коммунизма.
Novy Dvur Monastery: макет будущего здания, выполненный мастерской в начале 2000-х
Монашеская обитель рассматривалась как закрытый город: на её небольшой территории были предусмотрены основные городские программы – церковь, жильё, ремесленные мастерские, фермы, школа и больница, канцелярия для ведения дел, гостиница для паломников.
Образ жизни монахов всецело подчинён природным циклам: они начинают работать с восходом солнца, а заканчивают с наступлением темноты. При этом на монастырь архитекторы смотрели в равной степени как на дом для Бога и для людей: ежедневные ритуалы духа и тела расценивались как одинаково важные.
Апсида цистерцианского монастыря, Новый Двор, Чехия, 2004
Из простых наблюдений и из сложной комбинации ежедневных сценариев появился замкнутый объём, в котором сохранена старая барочная усадьба, а остальные три крыла построены на месте существовавших построек.
Фасады цистерцианского монастыря, Новый Двор, Чехия, 2004
Интерьеры цистерцианского монастыря, Новый Двор, Чехия
Заметной реконструкцией в карьере Поусона стала средневековая церковь Сент-Мориц в немецком городе Аугсбург, выполненная в 2013 году. Романская церковь XI века перестраивалась в XVIII веке в эпоху барокко, а затем серьёзно пострадала во время Второй мировой войны. В середине XX века церковь была восстановлена, но в начале XXI века встал вопрос об обновлении здания, причём не только в формальном, но и в эстетическом смысле.
Бюро Джона Поусона работало только с интерьером: внутреннее наполнение церкви было заново осмыслено. По желанию церковной общины стены и потолок превратились в ослепительный белый фон, который позволяет ощущать сакральность места. Особое внимание уделено освещению: в оконные проёмы вставлены тонкие пластины оникса, чтобы дневной свет мягко рассеивался. Электрические лучи тоже падают рассеянно: в нишах на стенах и потолке спрятаны светодиоды.
Графичный интерьер построен не только на белом цвете: известняк нежного оттенка, из которого сделаны пол и алтарная часть, а также морёное дерево задают большую шкалу тёплых оттенков, которые меняются в течение дня вслед за освещением. Это минималистичное решение переносит смысловой акцент с материальной среды на уровень восприятия: и стены, и мебель, и скульптуры как бы утрачивают свою самостоятельную ценность – вместо них остаётся только завораживающее ощущение огромной высоты, пустоты, света и неповседневности окружения.
Церковь Сент-Мориц (St. Moritz Church). Аугсбург, Германия, 2013
Купол церкви Сент-Мориц, 2013
Интерьеры церкви Сент-Мориц
Осенью 2016 года в Лондоне открылся музей дизайна, расположенный в модернистском здании Института Содружества. Сооружение было построено в 1962 году, оно известно благодаря своей кровле, выполненной как гиперболоидная конструкция. Именно эта кровля и несущие опоры имеют охранный статус – а значит, не подлежат изменениям.
Значительные и сложные восстановительные работы велись около пяти лет. Этот проект – результат работы нескольких бюро: реставрацией занимались OMA и Allies and Morrison, конструкторскую работу вело бюро Arup, ландшафт вокруг музея разработан командой West 8, а превращением здания в музей руководил Джон Поусон.
Кровля-гипар, здание музея дизайна, Лондон
Здание музея дизайна, Лондон, 2016
Фасады здания полностью изменились: существовавшие стены заменили на панорамное остекление, чтобы музей производил эффект открытости и доступности.
Существенно преобразился и внутренний облик: межэтажные перекрытия были частично демонтированы – благодаря этому решению появился большой атриум, который позволяет увидеть эффектную крышу из разных точек здания.
Все музейные уровни подсвечены по периметру, а контуры лестниц, которые не только соединяют этажи, но и служат рекреационными зонами, также подчёркнуты светом. Как всегда, особое внимание Поусон уделил материалам: светлый дуб и полы из терраццо создают нейтральное, но отнюдь не холодное пространство.
Здание музея дизайна, атриум. Лондон, 2016
Музей дизайна, Лондон, 2016
Стремление к простоте стало авторским стилем: проекты Поусона построены на аскетичных решениях, которые переносят внимание с формы на материальность архитектуры.
Минимализм для Поусона – не стиль, связанный с какими-то конкретными приёмами, а способ размышления о пространстве и о человеческом существовании вообще. Визуальный пуризм поусоновских пространств выводит на первый план нюансы: текстуры и оттенки поверхностей, сочетания материалов, массы тени и света, тактильность окружающих предметов. Простота всего этого превращает его здания в почти медитативные территории, которые могут меняться вместе со своими обитателями – оставаться почти свободными от мебели и цвета, или наоборот заполняться ими. Эстетика простоты для Поусона ценна ещё и потому, что она не связана с модой и временем: простота не может устареть.
Проектируя такие объекты, Джон Поусон не призывает человечество к спартанскому образу жизни – он скорее делится с миром своими представлениями о красоте, которая для него сосредоточена не в конкретных объектах, а в нематериальных вещах. Эти представления Поусон стремится передать через качество среды, которая может дать человеку опыт чувственного восприятия и переживания: его архитектура – это история о создании контекста, в котором простые объекты и материалы вместе со светом, шумом и тактильными ощущениями начинают иметь какое-то принципиально новое значение, и вместе с тем остаются очень традиционными.
За новыми проектами бюро можно следить на сайте johnpawson.com. А послушать короткое интервью с архитектором и увидеть, как выглядела его мастерская пять лет назад, можно здесь:
Читайте также:
Будем знакомы: Дэвид Аджайе | David Adjaye
Будем знакомы: Кристиан Керез | Christian Kerez
Будем знакомы: Эдуардо Соуто де Моура/ Eduardo Souto de Moura
Комментарии