Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
2 марта 2017 г.

Будем знакомы: Дэвид Аджайе | David Adjaye

Дэвид Аджайе – британский архитектор ганезийского происхождения, в общем, гражданин мира. Его специализация – социальные объекты разного назначения: музеи, библиотеки и даже Нобелевский центр. За этими зданиями стоит глубокое убеждение автора в том, что в современном мире людям всё больше необходимо живое общение, и архитектор должен создавать условия для него.   

Аджайе основал компанию вместе с партнёрами в 1994 году, сразу после окончания Королевского колледжа искусств. В 2000-м создал собственное бюро – Adjaye Associates.

В 2007 стал кавалером ордена Британской империи за особый вклад в развитие архитектуры, а совсем недавно, в январе 2017 года, был посвящён в рыцари Британской империи – и теперь по праву обладает титулом «сэр».

До 2004 года Дэвид Аджайе слыл модным архитектором – по его проектам было построено несколько частных домов, в том числе для лондонских знаменитостей. Один из них – эффектный «Грязный дом» в Шордитче («Dirty house»), построенный в 2002 году: здание бывшего склада превратилось в жилые апартаменты и арт-студию. В исходные квадратные окна вставлено отражающее стекло – с улицы невозможно увидеть, что происходит внутри. Белая кровля, поднятая на уровень одного этажа, ярко светится в темноте, а жилая часть прямо под ней имеет панорамное остекление.   

Общественные здания стали кредо Аджайе после двух библиотек в лондонском округе Тауэр Хэмлетс. Библиотеки, названные «Магазинами идей» («Idea Store»), были частью комплекса из семи зданий, расположенных в одной части города. Задумка была в том, чтобы создать не просто хранилища для книг, а пространства для встреч локального сообщества, которые могли бы конкурировать с торговыми центрами. Все библиотеки располагаются по соседству с моллами, но предлагают людям иной способ проведения досуга: кроме возможности взять книги и диски, в них предусмотрены танцевальные студии, центры здоровья и другие места для отдыха и общения.     

 «Магазин идей» на Крисп-стрит, построен в 2004 году

 «Магазин идей» на Уйтчепл Роуд – крупнейшая из семи библиотек Тауэр Хэмлетс, построена в 2005 году

Довольно незаметно прошло появление Нобелевского центра мира в Осло: в 2005 году Дэвид Аджайе и дизайнер Дэвид Смол реализовали проект, благодаря которому вокзал, построенный в 1872 году, превратился в современный мультимедийный центр, посвящённый знаменитой премии и её лауреатам. Само историческое здание не могло быть изменено, поэтому перемены происходили на уровне интерьера. В качестве современного объекта, некого маркера модернизации, перед главным входом появился простой металлический павильон, пропорции которого соотносятся с пропорциями первого этажа и намекают на то, что внутри здания проведено серьёзное обновление.

Нобелевский центр мира и металлический павильон перед ним

Нобелевский центр мира, интерьер

Первым социальным заказом Аджайе в США стало здание для знаменитого музея искусств в Денвере, штат Колорадо. Проект Adjaye Associates победил в конкурсе, и к 2007 году здание было построено. Обязательным условием конкурса была высокая энергоэффективность сооружения, которое должно было соответствовать стандарту LEED  (Gold Leadership in Energy and Environment Design): этот сертификат состоит из множества критериев, но главные требования – низкое энергопотребление и низкий уровень выбросов углекислого газа.

Программа здания включала в себя выставочные залы, аудитории, книжный магазин и сад на крыше – довольно типичный перечень, за исключением разве что сада. Отсутствие постоянной экспозиции позволило сделать внутреннее пространство гибким для перемен. Как и в большинстве своих проектов, Аджайе сдержанно работает с формой, но уделяет большое внимание материалам и текстурам, а также пространственным сценариям внутри здания: в простом геометричном объёме появляются эффектные световые проёмы, а главный вход решён за счёт простого пространственного вычитания – чтобы попасть внутрь, посетитель  проходит сквозь небольшую лоджию.

Главный вход с лоджией

Аджайе – один из первых зарубежных архитекторов, чей проект был построен в России без нарушения авторского замысла. В 2010 году была закончена школа управления в «Сколково». Этот объект стал одним из самых крупных в карьере архитектора: целый университетский кампус занимает больше сорока тысяч метров и включает  четыре блока – административную часть, спорткомплекс, гостиницу и общежитие.

Здание состоит из простых объёмов: большого трёхэтажного диска и четырёх параллелепипедов, стоящих на нём. В основе формальной концепции лежат супремы Казимира Малевича, так любимые британскими архитекторами – по мысли Аджайе этот подход наглядно демонстрирует взаимопроникновение русской и общемировой культур: здание передаёт прогрессивность своей начинки и при этом основано на идеях, которые возникли в России и получили всемирную известность.   

Для архитектора из другого климата очень важными оказались низкие температуры России и возможность не выходить из здания, поэтому все части соотносятся через круглое основание. Общее фойе имеет зенитные фонари разной формы, которые на протяжении светового дня гарантируют достаточную освещённость, при которой можно не использовать электричество.

Любовь архитектора к авангардистам выразилась и ещё в одной детали: на крыше круглой части расположена беговая дорожка.  

План корпусов и кровли с зенитными фонарями

Стеклянные фасады, которые Аджайе так часто применяет, в этом проекте выполнены как многоцветный паттерн, мотивы которого повторяются и в интерьере. В целом здание очень динамично: сама пространственная композиция,  взаимодействия простых объёмов, консоли с выносами больше 20 метров и пёстрые орнаменты фасадов создают ощущение сложного механизма, который при этом не превращается в пугающего монстра и располагает к себе.

Интерьеры школы управления

В 2016 году в Вашингтоне открылся Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры (Smithsonian National Museum of African American History and Culture). Пятиэтажное здание появилось внутри национальной аллеи – комплекса памятников и музеев в исторической части города.

Стеклянный фасад здания опоясан трёхъярусной «короной», сделанной из металлической сетки – это не декоративный приём, а переосмысление

национального опыта: в особняках на юге США традиционно использовались кованые украшения, которые изготавливались рабами. Плотность сетки регулируется, чтобы контролировать попадание солнечного света внутрь – и защищать здание от перегрева.

Угол наклона ярусов «короны» не случаен, он повторяет угол на вершине монумента Вашингтона – 169-метрового обелиска, расположенного между Белым домом и Капитолием.

Проект выполнен не только бюро Аджайе: архитектор руководил командой, в которую кроме его собственного коллектива входили Davis Brody Bond и Freelon Group – две компании, занимающиеся проектированием архивов и мемориалов. Музей, посвящённый афроамериканской теме, получил широкую огласку: здание признано одной из самых заметных построек за время президентства Барака Обамы.

Сейчас бюро Adjaye Associates работает над ещё одним музейным проектом: летом 2016 года архитекторы выиграли международный конкурс на проект Латвийского музея современного искусства в Риге.

Дэвид Аджайе, так быстро начавший собственную практику, сначала занимался интерьерами и частными домами. Сегодня на счету его бюро несколько крупных общественных центров, жилые здания, мебель для крупного бренда Moroso. Решая социальные задачи, архитектор превратился в молодую звезду архитектуры, библиотеки и досуговые центры которой разбросаны по всему миру. 

Читайте также:

Будем знакомы: Эдуардо Соуто де Моура/ Eduardo Souto de Moura

Будем знакомы: Кристиан Керез | Christian Kerez


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта