Живые крыши: от мала до велика
Будем знакомы: Альберто Кампо Баеза | Alberto Campo Baeza
Испанец Альберто Кампо Баеза – архитектурный интеллектуал. Он ведёт свою практику в Мадриде и больше тридцати пяти лет преподаёт в Высшей школе архитектуры ETSAM, которую сам окончил. Его преподавательская деятельность за тридцать лет не ограничилась только Испанией – подобно многим своим коллегам, Кампо Баеза периодически выступает приглашённым преподавателем в крупных мировых школах – на его счету Высшая техническая школа в Цюрихе (легендарная ETH), Политехническая школа Лозанны (EPFL), Пенсильванский и Колумбийский университеты, лекции в Гарварде.
Начало карьеры Кампо Баезы-архитектора не так-то просто проследить: все его опубликованные проекты и постройки появились в печати в начале 2000-х, кроме небольшого частного дома Gaspar House, который занимает площадь 18х18 метров. Это здание было построено в 1992 году как огороженный сад: внутри четырёх глухих белых стен располагается дом с маленькими патио, небольшими деревьями и бассейном, напоминающим римский имплювий.
Дом Gaspar House, Альберто Кампо Баеза, 1992
Одно из самых ранних общественных зданий, сделанных в новом тысячелетии – головной офис банка Caja Granada, для разработки которого Кампо Баеза собрал небольшую команду. Проект был реализован в 2001 году в испанском городе Гранада, который славится своими средневековыми дворцами и церквями. Здание банка – это бетонный куб с регулярным членением всех фасадов и массивным верхом. Серое брутальное сооружение мало похоже на традиционную для южной Испании архитектуру и напоминает скорее современную крепость.
Банк Caja Granada, Альберто Кампо Баеза, 2001
Сдержанное снаружи, здание имеет огромный смысловой акцент внутри – семь этажей, на которых помещаются конторские служащие, выходят в атриум, потрясающий своим масштабом: в этом огромном пространстве стоят четыре мощных колонны высотой в несколько этажей, и в этих пропорциях есть что-то по-настоящему архаическое.
Банк Caja Granada, Альберто Кампо Баеза, 2001
Дневной свет попадает в атриум через потолок, сделанный как железобетонная решётка с шагом 3х3 метра. Важной деталью становятся отверстия на огромных стенах: они отбивают ритм этажей и закрепляют ощущение надчеловеческого, но все ещё осмыслимого масштаба. Эта современная крепость – квадратная и симметричная – как бы продолжает архитектурную традицию своего региона, и в то же время архитектор будто пересобирает новые смыслы, используя уже существующий арсенал базовых форм.
Здание банка Caja Granada – эскиз (слева) и реализованный объект (справа)
Здание банка Caja Granada – реализация (слева) и процесс строительства (справа)
Здание банка Caja Granada – этаж на уровне земли
Здание банка Caja Granada – второй этаж
Здание банка Caja Granada – разрез
Этот же приём – сочетание простого брутального объёма и удивительного по красоте пространственного фокуса, спрятанного внутри здания, Кампо Баеза использовал при строительстве мемориального музея Андалусии, который был завершён в 2008 году. Комплекс состоит из штаб-квартиры музея – высокой бетонной пластины и трехэтажного стилобата, в котором располагается выставочное пространство.
Мемориальный музей Андалусии, Альберто Кампо Баеза, 2008
Внутри стилобата сделан открытый эллиптический двор с белым пандусом-спиралью, соединяющим все три этажа. Размеры этого двора совпадают с двором во дворце Альгамбра – это сохранившаяся в Гранаде резиденция мусульманской династии Насридов, которую затем перестраивал король Карл V. Пандус создаёт значительное пространственное напряжение и резко контрастирует своей пластикой и цветом с остальным объёмом здания.
Мемориальный музей Андалусии, Альберто Кампо Баеза, 2008
Мемориальный музей Андалусии, продольный разрез
Мемориальный музей Андалусии, планы этажей
Эффектная идея спирали звучала у Кампо Баезы и раньше – в проекте музея для Mercedes Benz в Штуттгарте, который архитектор разрабатывал в 2002 году. Форма здания – пространственная спираль, которая в плане напоминает знак Mercedes, была построена на идее движения, с которой напрямую связан автомобиль. Предполагалось, что половину спирали делят между собой люди и автомобили, а другая половина предназначена только для машин. Открытый бетон и усложнённая форма автострады превращали этот объект из здания в некий инфраструктурный элемент, замкнутый на самом себе.
Музей Mercedes Benz в Штуттгарте, проект. Альберто Кампо Баеза, 2002
Музей Mercedes Benz в Штуттгарте, макеты
Музей Mercedes Benz в Штуттгарте, функциональная схема
В 2007 году бюро Кампо Баезы построило детский сад по заказу компании Benetton: этот объект – очень чистая и где-то классическая архитектурная задачка, построенная на отношениях между кругом и квадратом. Несколько квадратных блоков окружено практически глухой круглой стеной, с помощью которой решена очень важная проблема границы между детским садом и окружающим миром – то есть проблема безопасности.
Между круглой границей и квадратами здания возникает несколько свободных сегментов, которые служат внутренними дворами, каждый из которых имеет своё покрытие – трава, песок, мощение, деревянный настил.
Детский сад для Benetton, внутренние дворы
Снаружи постройка выглядит как минималистская скульптура: её венчает кубик с маленькими иллюминаторами – в интерьере эта простая конструкция превращается во что-то вроде геометрической интерпретации звёздного купола. Чистота формы, чередование глухих и остеклённых объёмов и ослепительный белый цвет, такой уместный под ярким солнцем, делают этот объект довольно модернистским, и в то же время все эти приёмы складываются в очень авторскую комбинацию, которую сложно отнести к определённому стилю.
Детский сад для Benetton, Понцано-Венета, Италия. Альберто Кампо Баеза, 2007
Детский сад для Benetton
В 2009 году Кампо Баеза сделал простой и очень изящный объект: смотровую площадку в Кадизе, расположенную между двумя соборами – старым и новым. По сути этот объект лишь обрамляет пустоту между двумя значимыми сооружениями и морем, как бы фиксирует ценность этого места.
«Между соборами», Кадиз, Испания. Альберто Кампо Баеза, 2009
В 2012 году было построено здание правительства для автономной области Кастилия и Леон. Оно расположено в городе Замора напротив романского монастыря. Архитектору достался участок сложной формы, который когда-то служил монастырским садом. Эта территория обнесена мраморной стеной из камня такого же оттенка, что и монастырь XII века.
Ситуационная схема, Замора, Испания
Административное здание и городской контекст, Замора, Испания
Административное здание, Замора. Альберто Кампо Баеза, 2012
Само административное здание представляет собой модернистский объём с полностью стеклянными стенами, опоры и перекрытия которого выкрашены в белый. Он имеет сложную форму, связанную с формой участка, и примыкает к мраморной стене. Здание не полностью прозрачное – в нём есть и помещения, в которые практически не попадает солнечный свет, однако большая часть постройки, в которой так мощно звучит отсылка к мисовскому павильону, даже имеет круговой обход: между стеклом и каменной стеной образуется протяжённый открытый коридор. Это архитектурное решение, кроме мастерского использования материалов, поражает и главной идеей – идеей открытости и прозрачности бюрократической организации.
Замора, Испания: романский монастырь XII века (сверху) и стена, окружающая административное здание (внизу)
В 2015 году здание получило международную премию BigMat, которую ежегодно присуждает одноименная компания из Люксембурга. Среди зданий из шести стран офис в Заморе был выбран за «Современный характер здания, сочетающийся с почтительным пониманием существующего окружения».
Административное здание, Замора. Альберто Кампо Баеза, 2012
Кампо Баеза весьма титулованный архитектор: среди его самых значимых наград премия RIBA королевского института Британских архитекторов (2014), премия имени Генриха Тессеноу, созданная гамбургским университетом (2013), премия имени Арнольда Брунера, которую ежегодно вручает Американская академия искусств и литературы (2013).
Следить за новыми работами архитектора можно на сайте бюро campobaeza.com.
Читайте также:
Будем знакомы: Дьебедо Франсис Кере | Diébédo Francis Kéré
Будем знакомы: Дзюнья Ишигами | Junya Ishigami
Будем знакомы: Джон Поусон | John Pawson
Будем знакомы: Дэвид Аджайе | David Adjaye
Комментарии