Живые крыши: от мала до велика
Бильбао современный
Многие годы Бильбао был невзрачным промышленным городом. Путешественники объезжали его стороной, а местные жители старались выбраться из него с наступлением выходных.
В середине 90-х годов этот город пережил процесс деиндустриализации из-за кризиса в металлургии 80-х годов. Правительством было принято решение переквалифицировать Бильбао из промышленного города в туристический. Мэрия сделала ставку на развитие инфраструктуры, результатом чего стало открытие линии метрополитена и строительство уникальных достопримечательностей.
Создать главную эмблему нового Бильбао – музей современного искусства имени Гуггенхайма – было поручено одному из величайших архитекторов современности – Фрэнку Гери. По легенде, Гери сам выбрал местом для строительства территорию бывшей фабрики по производству деревянных изделий, когда увидел Бильбао с высоты. Архитектор задумал органично вписать здание, характерной для него витиеватой формы, в окружающую среду. За основу он взял кирпичный узор набережной, а материалом для каркаса выбрал титан. Способность этого металла одинаково красиво отражать как солнечные лучи, так и пасмурные облака, была необходимым условием в городе, где 200 дней в году идет дождь.
Для поддержания имиджа столицы современной архитектуры в Бильбао ежегодно проводились международные выставки скульптур. На одной из них представила свою работу скульптур Луиза Буржуа. Ее 10-ти метровая паучиха весом 22 тонны под названием «Мама» так полюбилась юным жителям города, что ее решили оставить насовсем. Скульптура посвящена матери Луизы, которая была ткачихой. Тонкие и длинные лапы паука, похожие на готические своды, символизируют прутья клетки, которая защищает сумку с яйцами под брюхом животного. Mamá – это один из 6-ти экспонатов коллекции Пауков Элизы. Остальные скульптуры выставлялись в Токио, Лондоне, Сеуле, Париже, Вашингтоне, Буэнос-Айресе и Санкт-Петербурге, но постоянного пристанища не нашли.
Другую «кочующую» скульптуру – 13-метрового терьера из цветов (Puppy) создал в 1992 году американский художник Джеф Кунс для выставки в Германии. Спустя 3 года скульптура поселилась в Музее современного искусства в Sydney Harbour, пока ее не приобрел Фонд Соломона Р. Гуггенхайма. Цветной нержавеющий стальной каркас конструкции усажен 60 000 живых цветов, включая бегонию, бальзамин и петунию. Скульптуры скандального артиста, склонного к китчу, считаются одними из самых дорогих произведений современных художников. «Щенок» мгновенно стал одним из главных символов нового Бильбао.
Не менее знаковым элементом города считается мост Cубисури, построенный легендой современной испанской архитектуры Сантьяго Калатравой. Его работы красивы и узнаваемы, это он создал Город наук и искусств в Валенсии, и считается продолжателем традиций испанского модернизма. Не меньшую известность испанцу принесли скандальные истории с его постройками. Большинство его проектов в несколько раз превышают оговоренную смету, не сдаются в срок, а после возведения становятся малопригодными для использования и требуют ремонта и доработки. Эта участь не обошла и мост Субисури.
Валенсийский архитектор взялся возвести мост через реку Нервьон, который бы соединял историческую и современную часть города. Калатраве разрешили ни в чем себя не ограничивать при создании проекта. Результатом стал подвесной изогнутый мост из стеклянных плиток на белых стальных кабелях. В первый же год несколько сотен жителей дождливого города получили увечья, упав на скользком мосту. Заваленная исками мэрия попросила Калатраву адаптировать конструкцию моста под погодные условия. Архитектор наотрез отказался менять первоначальную задумку, и мэрии пришлось решить этот вопрос практичным и грубым способом. Спустя 3 года после постройки, когда горожане стали обходить реку по альтернативным мостам за несколько километров от центра, стеклянную плитку застелили резиновым ковровым покрытием. Мэрии больше не пришлось разбираться с исками горожан, поскользнувшихся на Субисури, вместо этого они получили иск от архитектора, обиженного за надругательство над его работой. Но это была не единственная претензия Калатравы.
Исторически Бильбао строился спиной к реке, в связи с этим мост Субисури, ведущий к музею Гуггенхайма, не выходил напрямую в современную часть города. Для решения эстетического вопроса, мэрия пригласила японского архитектора Арату Исодзаки. Он решил сделать собственную дорогу в новый город, которая бы соединялась со шлюзом, построенным Калатравой. К несчастью для валенсийского мастера, при воплощении задумки, его мост пришлось обрезать. Несмотря на то, что проект был согласован и разрешение на строительство получено, Калатрава подал иск в Муниципалитет Бильбао за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. На защиту мэрии вышли местные архитекторы и юристы. Они вынесли вердикт, что модификации конструкции не влияют на авторские права и напомнили валенсийцу, как одна разбитая плитка на мосту обходится городской казне в 6.000 евро. После этого Арата Исодзаки вместе с архитектором из Бильбао Иньяки Аурекочеа приступили к работе над «дверью в Бильбао в XXI века», которой стал комплекс из 7 зданий, включая стеклянные башни-близнецы.
Комплексный и целостный подход в трансформации городской среды и улучшение качество жизни не прошло мимо организаторов премии Ли Кван Ю Lee Kuan Yew World City Prize. В 2010 году Бильбао был награжден призом в размере $300,000 за выдающиеся архитектурные творения, пригодные для жизни.
О классической архитектуре Бильбао можно прочитать здесь
Комментарии