Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 июля 2018 г.

Бесшовный дом Филипа Джонсона

В 1949 году известный американский архитектор Филип Джонсон, ученик Людвига Мис ван дер Роэ, построил в Нью-Канаан, штат Коннектикут, одну из своих резиденций, которая до сих про впечатляет и притягивает людей со всего мира. Стеклянный дом с одной комнатой площадью всего 17 на 10 метров обнажает почти всё своё содержимое. Как говорил сам автор проекта, его творение – единственное место с крышей и стенами, где можно увидеть восход и закат, находясь в одной и той же точке.

Филип Джонсон и Людвиг Мис ван дер Роэ

Стеклянный дом является знаковым для жилой американской архитектуры из-за инновационных методов использования материала и «бесшовной» интеграции в ландшафт. Он лучше всего понимается как павильон для просмотра окружающего пейзажа. Невидимый с дороги, он«сидит» на мысе с видом на пруд и лес. Филип Джонсон периодически жил в доме из стекла с 1949 года до самой смерти в 2005-м.

План стеклянного дома говорит о довольно традиционной организации жилого пространства. Несмотря на отсутствие разделяющих его стен, чью функцию выполняют предметы мебели, Филип Джонсон определил комнаты: кухню, столовую, гостиную, спальню, ванную и входную зону. Как заметил сам архитектор, дом легко бы мог стать колониальным, если бы не его оригинальный стиль.

План также учитывает чёткое расположение мебели, которое сохранено и сегодня. Ковёр определяет площадь гостиной, а кресла вокруг низкого стола «закрепляют» пространство. Гостиная – это центр, от которого «кругами» расходятся дом, двор и пейзаж. Фиксированная планировкапомещения контрастирует с окружающим ландшафтом, который постоянно меняется из-за погоды и смены сезонов.

В 1991 году Филипп Джонсон дал интервью специалистам Национального фонда сохранения исторических памятников США, которому он в итоге завещал стеклянный дом. Вот что он рассказал работникам фонда во время пешеходной экскурсии по территории вокруг знаменитого здания.

«Мисван дер Роэ и я обсудили, как мы можем построить стеклянный дом, и каждый из нас построил свой (Мисван дер Роэ спроектировал стеклянный дом Фарнсуорт. – прим. ред.). Мис был, конечно, первым, а мой стал усыновлением от мастера, хотя у меня совершенно другой подход. На мою работу повлияли многие исторические обстоятельства. Стеклянный дом стилистически представляет собой смесь Мисаван дер Роэ, Малевича, Парфенона, английского сада, всего романтического движения, асимметрии XIX-го века. Всё это смешалось в простом кубе.

Стеклянный дом появился из земли, на которой стоит. Это была моя самая трудная работа. Я проработал три или четыре года, выбрасывая идеи. И всё это было обусловлено самим ландшафтом. Я был посреди леса в середине зимы, и почти не нашёл этот маленький холм. Я увидел большой дуб. И «повесил» весь дизайн на холм и на дуб. Не забывайте, что это скорее ландшафтный парк, а не архитектура. Это скорее дань памяти английским паркам XVIII-го века, которые почему-то называются садами. Там нигде нет сада, я имею в виду, нет цветов, как думают американцы о садах. Это просто своего рода пейзаж, в котором я расположил дом.

Я прошёл несколько этапов. Один был даже с романскими арками повсюду и из камня. Но холм слишком мал. Мне пришлось взять половину дома и поставить его на холм, как сейчас.

Я подумал, что было бы неплохо иметь место, в котором можно было бы видеть всё на 360 градусов. Я утверждаю, что это единственный дом в мире, где вы можете одновременно наблюдать закат и восход солнца, стоя на том же месте. Потому что это невозможно в любом другом доме: вам придётся идти в другую комнату, чтобы увидеть один или другой из этих явлений.

Стеклянный дом с художественной точки зрения, конечно, является последователем стиля Мисаван дер Роэ. Всё пространство внутри дома было сделано с помощью простого мисианского метода расположения планов и блоков. То есть шкаф в спальнесоздаёт один план, кухня – другой. Это простая асимметрия, которую я положил в симметричную клетку, отрицая, сказал бы Мис, её. Но дом не является мисианским. Наружная симметричностьпридаёт вам спокойствие и собранность. Затем вы входите внутрь и попадаете в дикий мир асимметричных планов и объёмов. Я не знаю, откуда всё это произошло, за исключением множества идей Малевича, конструктивистов, но, в первую очередь, ранних проектов Мисао том, как идеально расположить пространства рядом друг с другом, скользя по ним, закрепляя их и изолируя. Вот что я здесь сделал.

Вы можете заметить, что вы доминируетенад всем местом из этой комнаты. Вы, как собака, обнюхиваетесь, заходя в дом, выбираете себе место на ковре перед камином, крутитесь, пока не находите эпицентр комфорта, а затем сворачиваетесь калачиком. Вы делаете это, не осознавая. Где я могу сесть? Где я могу быть уверенным, что на меня не нападут со спины? Где я чувствую себя эмоционально в центре вещей?Ковёр в гостиной– это плот, который плавает в своём правильном положении по отношению к камину. Ковёр –это и есть гостиная.

Стеклянный домстоит на лужайке так же, как коврик –на полу стеклянногодома. Газон очерчивается гранитной окантовкой, которая затем закрепляетсяозеленением. Оно ложится само по себе на платформугазонной травы, котораяобразует поля. Они появились там в XVIII веке».

Можно почитать:

Архитектурные смыслы Филипа Джонсона

57 Кривоарбатских шестигранников

Коктейль Шиндлера

«Сияющий лоб» Фрэнка Ллойда Райта

Хижина великого человека


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта