Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 января 2015 г.

Архитектура Зазеркалья

 

Здания с зеркальными фасадами – отражающая форма и неотразимо красивое содержание.


На протяжении многих десятков лет, пожалуй, лишь монструозные офисные здания да небоскребы надменно «отзеркаливали» простирающийся вокруг них город. Теперь, во времена повсеместного растворения архитектуры в пространстве и ее слияния даже с самыми невообразимыми ландшафтами, зеркала все чаще стали использоваться как универсальная и экстравагантная шапка-невидимка. Вырвавшись из головокружительно смелых, но невыполнимых проектов, здания и объекты с зеркальной поверхностью начали настоящую экспансию. Видели бы венецианские купцы XV века, торгующие зеркалами по цене скромного корабля, всю эту душераздирающую роскошь.

Золотое правило маскировки на местности «вы стоите на газоне, и вас не видно» идеально соблюдено нью-йоркской архитектурной командой STPMJ. Их сарай-невидимка, выстроенный в городском парке в рамках конкурса на лучшее архитектурное безрассудство (читай – глупость), стал всеобщим любимцем. Конечно, спрятать этот неказистый параллелограмм, словно ускользающий от густо растущих деревьев, можно было бы, просто забросав его ветками. Но архитекторы не ищут легких путей, и, оклеенный зеркальной пленкой, он превратился в инсталляцию с философским смыслом, тихую мантру, вторящую голосам леса и неба.



Идеальным компаньоном для невидимого сарая мог бы стать невидимый забор, придуманный американским дизайнером Alyson Shotz. Этот дружелюбный вариант ее раннего проекта с зеркальными заграждениями для пикетов удивительным образом поддерживает разделение и ограничение и вместе с тем заставляет их полностью исчезнуть.



В этой сюрреалистической пасторали явно не хватает «зеркальных озер», которые, стараниями китайской Team at grey group, появились в деловом центре Пекина, привлекая внимание общественности к проблеме стремительно исчезающих по всей стране озер. Отражающиеся в их «водах» офисные высотки – впечатляющая метафора поглощения корпорациями живой природы.


Все же, если говорить о «зеркальной» архитектуре, самыми эффектными остаются жилые здания для простых, но отважных смертных. Тотальное «зазеркаливание» чаще всего требует лаконичных форм самого здания и бесспорно живописных окрестностей. Как пример – дом в северной Италии, спроектированный архитектором Петером Пихлером (Peter Pichler). Это здание суровой геометрии оживает с западной стороны, где полномасштабное зеркальное остекление проецирует яблоневый сад и близкие к дому Доломитовые Альпы.



Захватывающей игрой в зеркальные кубики занялись и шведские архитекторы из Tham & Videgård, придумавшие для отельного комплекса Treehotels очередной домик на дереве. Сооруженный сплошь из зеркальных панелей на алюминиевой раме, крепко держащейся за ствол дерева, этот эксцентричный двухместный номер снаружи выглядит куда более поразительным, нежели внутри.



Отражающие поверхности убедительны и вне выхолощенных минималистских форм. Это с блеском доказали архитекторы французского бюро Bona-lemercier. Реставрированный ими загородный дом 1960 года постройки, в 30 километрах к востоку от Парижа, стал похож на зеркальную шкатулку с множеством играющих со светом граней. Это здание, бесстрашно контрастирующее с плоскими деревенскими окрестностями, изменило не только ландшафт, но и атмосферу этих мест, перевоплотившись в галерею современного искусства.



Фрагментарность, замысловатая мозичность, зеркала-пазлы – дом не перестанет удивлять и при самом деликатном включении отражающих поверхностей. Даже там, где такие архитектурные изыски, казалось бы, не могут выглядеть органично. Зеркальная шахта лифта, пристроенная архитекторами Sp10 studio к внешней стене генуэзской виллы XVIII века Durazzo Bombrini, выглядит так, словно была здесь с момента постройки. Эта таинственная зеркальная башня, несмотря на всю свою ультрамодность, кажется естественным продолжением истории этого здания и красоты природы, его окружающей.



Гармония и созерцание – главные черты зеркального здания. Без воинственного вмешательства в среду, без стремления поразить воображение, такие дома лишь повествуют нам о том, что происходит за их пределами. Как и придорожное кафе в японской префектуре Гифу, чьи зеркальные стены с дзенской немногословностью отображают хрупкую красоту цветущих сакур, неба и застывающих в изумлении прохожих. Энергия зеркала как магического предмета здесь работает в самом лучшем своем проявлении.





Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта