Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 мая 2015 г.

Архитектура перемен

Архитектура перемен
 

О новых инсайтах в таинственной адаптивной архитектуре.


Несмотря на свое откровенно футуристическое название, эта область архитектуры впервые заявила о себе в 60-х, когда новорожденной кибернетике поручено было повелевать всеми сферами жизни – от освоения космоса до грудного вскармливания. В те времена казалось, что еще чуть-чуть и дома обычных людей научатся приспосабливаться к нуждам трудящихся и условиям окружающей среды. Метеонезависимые, предсказывающие землетрясения, меняющие окраску в зависимости от настроения жильцов и форму в зависимости от количества гостей. Такие дома обязаны были сойти со страниц фантастических романов и стать обыденностью. Но, растянув удовольствие на десятки лет, ученые и архитекторы по сей день работают над тем, чтобы дома заговорили с человеком и природой на одном языке.

Можно сказать, что объекты адаптивной архитектуры преследуют цель некого практического одухотворения зданий. Например, при вживлении в несущий каркас дома материалов, способных реагировать на изменения окружающей среды, движение, звук, или же наравне с искусственным интеллектом контактирующих с человеком, получается дом-гомункулус. Жилище, способное понять потребности людей, а значит, готовое помогать и опекать. А это уже не дом, который построил ЖЭК. Это совсем иная философия. Вместо односторонней и зачастую агрессивной «эксплуатации жилых помещений» – идея вдумчивого, бережного и эффективного взаимодействия человека и дома, в котором он живет.

Архитектурное сооружение как чуткий и отзывчивый живой организм. Именно такую концепцию предложили трое студентов каталонского архитектурного института IAAC, работая над своим проектом Translated Geometries по созданию уникального материала, реагирующего на контролируемые внешние стимулы, например, на изменение температуры. Работая с полимерами, способными запоминать форму, команда придумала элементы, которые, образуя единое полотно, изменяют его геометрию, а потом возвращают в исходное состояние. Вдохновляясь законами оригами, эволюционным процессами и теорией свернутых пространств, ребята вдохнули жизнь в сугубо теоретическое понятие структурной адаптивности. Их «умный» материал может стать основой идейно новых строений-конформистов, готовых приспособиться к любым изменениям.




В адаптивной архитектуре все подчинено ненасильственной коллаборации с природой, и даже самые роскошные и дорогостоящие проекты следуют этому принципу. Таковы, к примеру, небоскребы-штаб-квартиры двух ближневосточных компаний. Архитекторы нью-йоркской студии REX «бросили тень» на эти два породистых здания, превратив их в трансформеры. Как только беспощадное солнце пустыни появляется на горизонте, мощные LED-лампы, встроенные в гигантские ставни, создают циклопических размеров медиастену, на которой транслируются полезный контент и графики перерасхода чернил для принтера.



Калифорнийская архитектурная студия Urbana недавно привела в чувство болезненно унылый фасад паркинга одного госпиталя, превратив его в объект адаптивной архитектуры. Интерактивное «оперение» из семи тысяч металлических панелей – это цветовая система «восток-запад», реагирующая на быстрое движение транспорта или чрезмерно резвых пациентов. Получился бесстрастный арт-объект и вместе с тем вполне органичная конструктивная деталь. Со стороны фасад может показаться обклеенным желтыми стикерами, внезапно меняющими цвет на печальный графитовый. Чем не архитектурное высказывание на тему бесконечной смены жизни и смерти? Хотя этот уникальный визуальный опыт может отлично применятся и в повседневной жизни. Ведь так приятно, выезжая на работу, видеть, как фасад дома провожает тебя трогательными записками типа: «Папа, мы любим тебя!» и «Хлеба не забудь купить!».





Более утонченной и жизнеспособной версией на тему реагирующих фасадов стали два проекта Нygroscope и Нygroskin – метеочувствительные конструкции, объявившие победу смысла над формой. Эти сверхтонко скроенные из дерева и фанеры «организмы», способные манипулировать внешним уровнем влажности, не используя никаких источников энергии, могут стать настоящим спасением в застройке климатически нестабильных территорий. Подобно совершенному механизму растений и насекомых, объекты адаптивной архитектуры стремятся сохранить баланс и гармонию существования и трансформации.



Нygroscope



Нygroskin


Карлос Бауса Мартинез, архитектор (Барселона, Испания):
– Может адаптивной архитектуре и не достает высокопарного стиля, зато это с лихвой компенсируется возможностью соединить в ее множественных превращениях потоки энергии и информации. Если понимать такую архитектуру как гомогенную систему, то это значит – получить возможность бесконечной персонализации, основанной на контроле над пространственными параметрами. Именно они и будут определять причины и весь процесс изменения. Нельзя ожидать перемен в самом подходе к архитектуре, пока она будет рассматриваться как неподвижный и буквально незыблемый элемент человеческой жизни. Это абсолютно новое сознание, требующее новых материалов, разработок, смелых и даже чуточку безумных идей и уверенности, что нет ничего фантастического. Архитектура может и должна жить в едином ритме с людьми.



Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта