Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 декабря 2014 г.

Архитектура через объектив камеры

Архитектура через объектив камеры
 

BERLOGOS пристально рассмотрел претендентов на победу в международном конкурсе архитектурной фотографии.


Объявлен шорт-лист претендентов на получение ведущей премии в области архитектурной фотографии The Art of Buiding под эгидой Королевского Института Строительства (Chartered Institute of Building, Великобритания). В финал вышли 15 снимков, созданных фотохудожниками со всего света, в том числе Яной Булыжевой из Санкт-Петербурга и Ланой Янковской из Киева.

Напомним, что в прошлом году победила фотография Кирстен Куист на социальную тему «Отчаянные меры», изображающая сцену детского труда. В принципе, понятно, почему общественное голосование выбрало именно эту пронзительную работу, легко находящую отклик в сердцах большинства зрителей. В этом году работ со столь откровенными социальными заявлениями на конкурсе нет, а вот что здесь представлено, мы рассмотрим ниже.

Немец Франк Мачаловски представил формалистически изысканную работу из серии «Мультиэкспо», сделанную в Потсдаме. Фотограф применил технику множества снимков на одном кадре пленки. Франк Мачаловски известен своей любовью к старым пленочным аппаратам. В результате искажений, полученных путем множественной съемки с разных ракурсов и положений, пропадают второстепенные детали. Фотограф поясняет, что «мультиэкспозиция упрощает здание до самой основы, избавляя его от несоответствующего фона».



Хонг Лонг Ли из Вьетнама, в прошлом дизайнер, показал «Интерьер мечети шейха Зайду в Абу-Даби». Фотографа можно назвать мастером бытоописательных фотографий в духе National Geographic. При этом работы автора наполнены медитативным созерцанием. Лейтмотив большинства фотографий Хонг Лонга – гармония человека и окружающего мира. «Жизнь всегда выглядит лучше через объектив камеры, поэтому просто нажимай на кнопку, и пусть фотографии рассказывают истории», – утверждает Хонг Лонг.



Похожим философским звучанием выделяется фото «Затеряться на крыше» бангладешского фотографа Вахида Аднана. С одной стороны, автор показал, как нелегко найти уединенное место в городе, а с другой – оказывается, нет ничего проще. Ведь в современном городе есть множество потаенных мест, главное – научиться использовать архитектурные пространства согласно своим потребностям.



Марио Карденас из Арабских Эмиратов, архитектор по образованию, удостоился права представить сразу две работы. Архитектурный бэкграунд заметно повлиял на композиционное построение и световые решения фотографии с трудно переводимым названием Bird’s Nest Puzzle Close-Up (что-то вроде «Смыкающееся птичье гнездо»). Автор создает работы, по его собственным словам, «близкие к абстракции». Национальный стадион в Пекине – это образец сложноорганизованной структуры, пристальное рассмотрение которой способствует ее лучшему пониманию.



Другой конкурсной работой фотографа стал менее абстрактный и более социально значимый снимок «Мой дом, моя игровая площадка, мое кладбище», сделанный на Филиппинах. Автор комментирует его так: «Множество семей превратило городское кладбище в свой дом, так как местные власти не справляются с ростом населения и с недостатком жилых помещений. Жители этих мест называет их домами среди могил». Марио Карденас иронически переосмысливает «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной, чтобы без излишнего пафоса, но проникновенно показать обреченные судьбы детей из трущоб.



Индийский фотограф с кратким именем Раджарам обратился к самым истокам культуры. Простое название работы «Печи для обжига кирпичей» обусловлено не менее простой темой. Кирпич – это основа любой архитектуры, поэтому Раджарам и говорит: «Обжечь один единственный кирпич на самом деле не так просто, как нам кажется».



Британец Ричард Пеннингтон заглянул в нутро современного города. В работе «Бетонные артерии» фотограф «сравнил бетонные туннели городского метро с артериями, позволяющими нашим телам жить и функционировать». Здесь, так же как и у Франка Мачаловски, на первое место выходит архитектура, и при этом показана она не с фасада. Тоннели метро, действительно словно вены, не видны под кожей города, но критически важны для его жизни.



Патрик Музавак представил еще более минималистичную работу – «Начало». Многократно повторенная архитектурная форма напоминает собой произведения художников оп-арта. Здесь фигура человека присутствует и одновременно выступает центрообразующим элементом.



Пьер Куони из Швейцарии представил на конкурс удивительную работу, сделанную «в нужное время в нужном месте», буквально «образец» конструктивизма. Воспользовавшись резким ракурсом снизу вверх, вполне себе в духе Родченко, фотограф успел через слуховое окно уловить пролетающий в небе самолет – не верится, что это не монтаж. Пьер Куони показывает, сколько динамизма и энергии созидания скрыто в лаконичных геометрических формах.



Американка Лиза Шелом также использовала мотив окна и заодно поразмышляла над тем, сколь чуждой может быть архитектура человеку, и как неуютно бывает ему в своей тесной комнате. Об этой работе Лиза говорит так: «Джузеппе Перуджини был знаменитым архитектором, построившим предельно модернистский дом несколько десятилетий назад во Фрегене, в Италии. После его смерти дом опустел».



Эффектную и вновь лаконичную работу под названием «Библиотека Сиза-Вьерра» представил португальский уличный фотограф Пессоа Нето. «Мне очень нравится свет, проникающий из центра библиотечного здания», – признается автор. Монохромная фотография позволила создать выразительный и контрастный снимок, опять-таки практически доведенный до абстрактности.



Тема детства и нищеты, как мы уже видели, всерьез занимает фотографов, и, по всей видимости, жюри конкурса. Пулок Бисуос из Бангладеша в работе «Небольшой дом» показал двоих детей, сооружающих «шалаш» из подручных материалов на железнодорожных путях. Быть может, выбирая такие работы, международное жюри пытается компенсировать чувство вины западной культуры перед странами третьего мира за их голод, нищету и низкий уровень жизни. С другой стороны, это очередное напоминание о молодости цивилизации, которой так недостает стареющей Европе. От этого, возможно, мир антисанитарии кажется таким привлекательным по сравнению с пугающей и безжизненной рационалистической архитектурой Запада.



Предельного минимализма достигает в своей работе Флорес Джиорджини, фотохудожница из Франции, сделавшая снимок торчащей из крыши трубы. Она кажется нелепым и ненужным, даже раздражающим элементом, существующим где-то на периферии восприятия. Невнятный архитектурный рудимент при всей своей неуместности кажется чем-то гораздо более человечным, нежели модернистские здания на заднем фоне.



Петербурженка Яна Булыжева представила на конкурсе единственную работу, сделанную на смартфон, – «Песни света». Камеры смартфонов – это мыльницы современности, которые не стыдно носить с собой. Мобильные приложения для обработки изображений возродили эстетику плохо сделанных снимков и оправдали язык любительской фотографии. При этом совсем не обязательно своими гаджетами фотографировать еду и спящих девушек. На фото Яны Булыжевой – Миланский собор. Для художницы архитектурные детали здания равносильны «светящимся песням». Мимолетная ассоциация, возникшая в голове фотографа, вполне себе могла быть отражена на снимке, сделанном быстро выхваченным из сумочки портативным устройством.



Лана Янковская (Киев, Украина) показала работу «Капсула», сильно выбивающуюся из общего ряда снимков за счет обилия выразительных средств. В этой фотографии менее всего соблюден баланс между запечатленным сюжетом и формой, и от этого работа кажется гораздо более броской, но менее вступающей в диалог с архитектурными формами и от этого поверхностной, но любопытной в качестве самостоятельной фотографии.



В результате нынешний конкурс, в отличие от прошлогоднего, в большей степени сконцентрирован на сути архитектуры – на форме и, соответственно, на отдельном архитектурном элементе. Поэтому фотографы особое внимание уделили близким планам, выразительным и лаконичным конструкциям. Среди работ практически нет перспективных пейзажей, которые довольно обильно были представленных в 2013 году. Конкурс этого года получился больше об архитектуре, как форме искусства, нежели о способе решать или создавать социальные проблемы, хотя, разумеется, окончательно вырвать из контекста ни архитектуру, ни фотографию никогда не удастся. Посмотрим, кому улыбнется удача, к тому же, специфика любых голосований такова, что результат может быть самым неожиданным, зато честным и соответствующим духу эпохи.

Проголосовать за понравившуюся работу вы можете на сайте конкурса .
Голосование продлится до 11 января 2015 .

Победитель будет объявлен 5 февраля 2015 года .



Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта