Живые крыши: от мала до велика
Архитектура сбросила вес
Некоторые люди не решаются ездить в лифте из-за боязни узких замкнутых пространств, а другие уже живут в пространствах лифта. Мы настолько привыкли к простору в помещениях, что совсем не заметили, как сильно изменились приоритеты. Сегодня все чаще строят жилые здания, ширина которых не превышает двух, а то и полутора метров. В чем прелесть узкого пространства в наши дни, и каковы перспективы развития тенденции тонких домов? Удобно ли в них жить и зачем их строить?
Тенденция становится все более и более очевидной: компактное жилье обретает новую жизнь. Узкие дома все чаще привлекают заказчиков и архитекторов. Многие из них выглядят сногсшибательно и ультрасовременно, заставляя остальных чувствовать себя неуютно в своих просторных гостиных. Экономия жилого пространства, осмысленное распределение ресурсов и печать безусловной исключительности прельщают жителей современных мегаполисов, готовых экспериментировать в поисках наиболее разумной организации пространства.
Большинство из подобных зданий находятся и продолжают активно строиться в Японии, ведь никто как японцы не умеет ценить каждый сантиметр, когда дело касается недвижимости. Стесненность в тех или иных ресурсах – это превосходный двигатель прогресса. Перенаселенные и застроенные под завязку города Японии побуждают их жителей придумывать более разумные способы организации жилого пространства и жизни в целом.
ImaiHouse в Токио, Катситоси Сасаки
Микродома занимают меньшую площадь земли, ширина их варьируется от двух до пяти метров. Планировка избегает коридоров и всего того, что может «съедать» пространство, поэтому комнаты следуют друг за другом. Спасение от монотонности дает многоуровневая организация помещения, нестандартное освещение, определенный ритм в интерьерном оформлении. Внешний вид домов и их интерьеров играет не последнюю роль. Здесь во всех деталях проглядывается тщательнейшая дизайнерская работа. Любой интерьерный дизайнер может считать себя достигшим наивысшего мастерства, когда ему удастся вместить полноценную жизнедеятельность в два метра ширины. А потому интерьеры в узких домах всегда функциональны, просты, привлекательны, при этом с неизбежным налетом творческого эксперимента.
Не последним фактором в растущей популярности компактных домов в Японии является также и национальный менталитет в вопросах эстетики: в искусстве японцы ценят все деликатное и небольшое по размеру. В вопросах жилья в силу территориального фактора они в основной своей массе менее притязательны, чем, скажем, американцы и, конечно же, отечественные заказчики.
Сатоши Куросаки, владеющий архитектурным бюро APOLLO в Токио, построившим не один десяток подобных компактных домов, высказал свое мнение относительно возможности внедрения подобного образа жизни в мегаполисах других стран:
«Люди по всему миру все чаще поддаются очарованию компактных пространств, так как в нынешнее время мы буквально окружены всем «небольшим» и «тонким». Тем не менее, если Вы спросите меня, может ли новый тип японского дома прижиться в других уголках мира в своем оригинальном виде, я бы сказал, что нет. В основном, потому что представление о маленьком пространстве в каждой стране разное».
ДомвТокио, проект APOLLO architects
Куросаки продолжает свою идею, говоря о том, каким образом мы можем приспособить эту идею в рамках нашей повседневности:
«Концепция небольшого жилого пространства должна подстроиться под привычный образ жизни людей в том или ином месте. Архитекторы должны будут адаптировать идею узких домов, столь популярную в Японии, чтобы она смогла благополучно влиться в повседневную жизнь различных культур с их уникальными потребностями и привычками».
Попытки этой адаптации уже начали осуществляться: несколько лет назад в Лос-Анджелесе появился первый дом, построенный по типу компактных японских жилищ. Дом построил архитектор Саймон Стори, назвав его «Гнездом угря» из-за своих длинных узких форм. В соотношении с японскими стандартами это здание весьма добротно, но оно также выглядит абсолютно тощим по сравнению с американской классикой.
Eels nest вЛос-Анджелесе, СаймонСтори
Одной из лучших попыток создать компактное жилое пространство является знаменитый Дом Керета, расположенный в Варшаве. Этот проект впервые громко заявил о возможности использовать промежутки между домами, создавая между ними новый дом, в котором мог бы жить современный человек, не ограничивая себя в удобствах, даже, скорее, открыв для себя новые интересные возможности. Подобный древний архитектурный опыт в современной интерпретации мог бы стать чрезвычайно актуальным в Европе.
Сам Дом Керета является весьма эпатажным проектом. Его архитектор Якуб Щесны спроектировал треугольное пространство шириной от полутора метров до девяноста сантиметров в самых узких местах, что можно назвать настоящим рекордом. Интерьер продуман таким образом, чтобы не сойти с ума и не заполучить клаустрофобию.
Задумка возымела свой эффект, и вскоре появились более универсальные проекты по застройке промежутков между домами. Люди стали всерьез рассматривать возможность подобного жилья. Речь идет о проекте «Жить между зданиями» двух датских архитекторов Матеуса Мастальски и Оле Робина Сторджонна, спроектировавших ироничные по своей форме дома в виде облака, дерева, яйца, буквы Х, что является не просто забавной прихотью, но и возможностью для более обширного дневного освещения. Архитекторы наглядно продемонстрировали, что подобные «здания-между-зданиями» могли бы здорово облегчить проблему нехватки жилой площади в таких перенаселенных городах, как Нью Йорк, Токио и Лондон.
Таким образом, в очередной раз опыт японских достижений, на сей раз в архитектуре, породил тенденцию к более осмысленному использованию территориальных и денежных ресурсов мегаполисов в других странах. Осталось только проследить, каким образом и где она приживется. Может быть, через десятки лет и мы будем сидеть вечером перед плоским телевизором в плоском доме!
Смотрите также:
Архитектура в стесненных обстоятельствах
Современная архитектура Японии: новаторство в каждом объекте
Комментарии